Структура политической системы.

Политическая система общества — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов, к которым относятся политические отношения, политические принципы и правовые нормы, политическое сознание, политические институты, политическая культура.

В структуре политической системы учеными обычно выделяются несколько подсистем:

Институциональная подсистема, т. е. совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), выражающих и представляющих различные по значимости интересы - от общезначимых до групповых и частных. Институциональная подсистема РФ определена Конституцией РФ, согласно которой государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Кроме того в иснституциональную подсистему РФ включены партии - 7 основных партий («ЕДИНАЯ РОССИЯ»,«Коммунистическая партия Российской Федерации»,«Либерально-демократическая партия России», «ПАТРИОТЫ РОССИИ», «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»,СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, «ПРАВОЕ ДЕЛО») и различные обественно-политические организации и движения. А также Государственный совет и Общественная палата.

Институты власти и влияния выполняют свои роли на основе различных норм (политических, правовых, нравственных и т. д.). Вся совокупность норм, регулирующих политические отношения, составляет нормативную подсистему.. Основой нормативной подсистемы РФ является законодательство, РФ которое составляют Федеральное законодательство, состоящее из Конституции Российской Федерации и нормативных правовых акты федеральных органов государственной власти, и Законодательство субъектов Российской Федерации. Важный элемент подсистемы - морально-этические нормы и правила, политические традиции, этикет политического поведения, общения и деятельности.

Следуя этим формализованным и неформализованным правилам, политические субъекты вступают во взаимодействия. Формы подобных взаимодействий составляют коммуникативную подсистему. Система коммуникаций характеризует открытость власти, ее способность вступать в диалог, реагировать на актуальные требования различных групп. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству, а также средства массовой информации.

Если говорить о России, то в целом в этой области доминируют консервативные тенденции и одностороннее функционирование коммунакационных процессов. В основном действуют прямые связи от федерального центра к гражданам России, которое осуществляется сверху вниз, только за счет принятия законов, указов и распоряжений. Основными и наиболее распротраненными полями осуществления политической коммуникации являются выборы и СМИ.

В России по данным на июль 2010 года зарегистрировано более 93-х тысяч СМИ, причём абсолютное большинство из них – 90 процентов – это негосударственные СМИ.

Ситуация со свободой прессы в России продолжает вызывать беспокойство. Несмотря на то, что Конституция гарантирует свободу слова и свободу прессы, сами российские СМИ не считают себя свободными, испытывая значительное давление со стороны органов власти, подвергаясь преследованиями за осуществление своей профессиональной деятельности.

Согласно отчету Freedom House (неправительственная организациясо штаб-квартирой в Вашингтоне (США). Основана в 1941 г. Известна исследованиями состояния политических и гражданских свобод (с 1978 года) за 2008 году о свободе в мире, Россия остается одной из самых опасных стран для работы журналистов. Из 195 стран Россия занимает 174 место в рейтинге уровня свободы слова и независимости СМИ.

Культурная подсистема представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни, одобрение и поддержку ими существующей власти, участие в процессах принятия решений, выборах и т.п. На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом. Одной из форм общественного сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп и оправдывающая способы достижения поставленных целей. В рамках данной подсистемы необходимо отметить, что Конституцией РФ утверждается, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.