Грех – преступление против совести и нравственных законов

Бог, не желающий погибели человека, обращается к душе человека через голос совести, который пытается остановить человека от совершения грехов. Совесть обращена к одному человеку, но и само общество людей пытается защитить себя выработкой нравственных норм, которые бы останавливали рост греха в обществе. В основе нравственных норм лежит тот же голос Божий.

Хотя Бог неизменен, но нравственные нормы могут меняться. В зависимости от состояния человека или человеческого общества голос Божий слышен яснее или же напротив может вообще не замечаться. Ярким примером того, как могут меняться нравственные нормы, мы видим в Евангелии. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Мф. 5, 21-22, 27-28). И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так. (Мф. 19, 3-8)

Нравственное состояние богоизбранного народа во времена Моисея было таково, что если, например, человеку надоела жена его, а закон бы запрещал разводиться, то он мог убить ее, поэтому Моисей возвещает от Бога разрешение разводиться. Но это разрешение носит относительный характер, оно дано конкретному народу в конкретной ситуации, как говорит Господь, оно дано «по жестокосердию».

К сожалению, состояние современного общества таково, что только употребление наркотиков однозначно осуждается обществом как преступление против общественной нравственности. Употребление алкоголя осуждается только в форме алкоголизма, а курение почти не осуждается обществом, к нему относятся только как «вредной привычке».

Уверен, что возрождение нашего общества будет происходить по мере усвоения православного мировоззрения. Поэтому важно отношение к «вредным привычкам» церковного общества.

С точки зрения христианской нравственности употребление наркотиков, алкоголя, табака – это безусловно безнравственный поступок. Это подсказывает человеку и его совесть, если она еще не «прожжена» грехом.

Но и общество верующих может иногда колебаться и отступать от высоких нравственных норм. Например, до революции было настолько модно курение и нюхание табака, что этот грех был распространен даже среди духовенства и монашествующих. Возможно благодаря гонениям на верующих и тому, что пребывание в церкви требовало мужества и более напряженной духовной жизни, сейчас этот грех изжит среди духовенства и монашества.

В современном православном обществе есть четкие представления о том, что наркомания и курение – это грех. К сожалению, такой четкой установки нет в отношения алкоголя. Среди верующих очень часто употребление алкоголя осуждается только в форме алкоголизма, и вполне терпится в форме «умеренных» доз. Возможно, что лазейка для алкоголя находится в том, что вино несколько раз упоминается в положительном смысле в Библии. Не надо забывать, что и осуждение употребления вина в Библии встречается не реже.

На мой взгляд, было бы большим шагом вперед, если бы в обществе верующих категорически осуждалось хотя бы употребление водки и других крепких напитков, употребление которых никак нельзя оправдать ссылками на Священное Писание. К сожалению, при написании этой книги я постоянно встречал недоумение среди некоторых представителей духовенства по поводу категорического осуждения водки и других крепких напитков. Утешает, что таких священников, все-таки меньшинство, и что трезвенническое движение, которое переживает сейчас подъем, идет именно из среды верующих.

То, что среди верующих были и, видимо, всегда будут, и курильщики, и пьяницы, и наркоманы, является нормальным явлением церковной жизни. Церковь – это духовная больница, а в больницу идут, прежде всего, больные. В коридорах поликлиники мы увидим множество болящих людей, но их никто не упрекает, что они чихают, кашляют или хромают. Они пришли избавиться от своих болезней. Сейчас очень много новых людей постоянно приходит в Церковь, но с собой, конечно, они приносят и свои душевные болезни. Именно церковная жизнь помогает этим людям избавиться от греховной зависимости.

Нравственные нормы, установленные человеческим обществом, или голос совести – это только нижний предел, ниже которого нельзя опускаться человеку. Это словно пограничный столб с предупреждением: «Стой! Дальше идти нельзя, иначе сильно повредишь своей душе». Само по себе соблюдение этих норм не дает сил человеку, не очищает его душу, а тем более не приводит человека ко спасению, а лишь дает возможность не исковеркать свою душу тяжелым грехом, узнав о нем. Об этом говорит апостол Павел в послании к Римлянам: Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. (Рим. 3, 20). Это относится к следованию голосу своей совести. Чистая совесть сама по себе еще не дает спасения человеку. Об этом Господь говорил в притче: Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лк.17, 7-10). Поэтому человек, который следует голосу своей совести не должен думать о себе ничего высокого, ибо он просто исполнил свой естественный долг, и должен согласно Евангелия рассуждать о себе: «Я раб ничего не стоящий, ибо сделал только то, что должен был».

Сознательное нарушение нравственных норм усугубляет грех человека. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. (Лк. 12, 47-48). Только не надо забывать, что у разных частей общества могут быть разные нравственные нормы, и у разных людей голос совести слышен в разной степени. Господь же будет судить каждого по нравственному закону, который написан в его сердце. Апостол говорит об этом: Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут (то есть не будут после смерти судиться по нормам ветхозаветного закона – авт.); а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. (Рим. 2, 12-15). Поэтому надо бояться осуждать другого человека. Мы судим человека по тем нравственным нормам, которые есть у нас, а Господь спросит с человека по тому закону, который написан в его сердце. Ведь многие грешат, просто не осознавая, что это грех. Мы уже говорили, что осуждать надо грех, а не человека.

2. Грех ­– поступок, разрушающий душу и тело

Нравственные нормы не могут быть критерием греховности поступка. Ибо, как мы уже обсуждали выше, некоторые грехи могут не осуждаться обществом и не обличаться совестью. Но даже при этом они все равно оказывают разрушающее действие на душу и тело человека.

Например, сейчас обществом строго осуждается только прелюбодеяние (то есть измена в супружеских отношениях), но не блуд (связь свободных мужчины и женщины) – «Мы никому плохо не делаем!» Но это не значит, что блуд бесследно проходит для души. Апостол Павел говорит: Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. (1 Кор. 6, 16). Эти слова удивительны тем, что одним телом или плотью становятся муж и жена, между которыми возникает и духовная, и душевная связь. Оказывается, каждое блудное сожитие не проходит бесследно для человека. Он хотел соединиться только телом, но возникает еще и духовная связь, но уже не благодатная, как у законных супругов, а греховная. Телесную связь разорвать легко. Переспал и убежал, потом иди, ищи, где хочешь. Но духовная связь остается. И потом окажется, что жена хочет всею душою полюбить своего мужа, а не может. Душа ее, оказывается, уже связана с другими людьми, и эти связи тянут ее, не дают ей свободы. Конечно, эти старые связи порвать можно. Но для этого уже необходимо призвать на помощь Бога. Надо покаяться в этих грехах, возненавидеть их, и Господь их оборвет.

Не лучше создается ситуация, когда молодые люди живут «гражданским браком», что, к сожалению, становится «нормальным» (так далеко отодвинулись нравственные нормы) явлением. Движимые желанием получить «сейчас и сразу» все «прелести» семейной жизни молодые люди соединяются без всякой ответственности друг перед другом. Невоздержанность и безответственность будут лежать отпечатком на душах этих сожителей.

Не осуждается большинством общества аборт, но убийство другого человека не может пройти бесследно. После аборта душа черствеет, женское сердце теряет свою нежность, а мужское становится более жестоким. Например, объедение считается просто небольшим недостатком, причем вредным только для тела. Но объедение делает душу сластолюбивой, тяжелой на подъем для всякого доброго дела, на молитву, на милостыню.

Употребление наркотиков, алкоголя и табака ослабляет волю, отнимает способность сопротивляться грехам, убивает интерес к жизни, вводит душу в уныние.

Начавший употреблять наркотики или алкоголь наносит рану своей душе. Душа болит, а человек пытается эту боль души заглушить тем же наркотиком или залить водкой. Так возникает замкнутый круг. Рана на душе растет, человек впадает в другие грехи (воровство, ложь), увеличивается и доза, необходимая чтобы заглушить боль души и тела.

Хочется подробнее сказать у курении, поскольку вред от табака многим, к сожалению, не так очевиден. Табакокурение также наносит вред душе и не является просто «вредной привычкой». Курение мало осуждается обществом, табак активно рекламируется, на курение целенаправленно создается мода среди молодежи – все это приводит к тому, что много людей по разным внутренним причинам начинают курить. Поэтому вред, наносимый курением многосторонен. Вот что, например, говорит курении Аллен Карр, который сам был заядлым курильщиком в своей книге «Легкий способ бросить курить»:

«На планете нет ни одного родителя, неважно, курильщика или некурящего, которому понравится сама идея о курении его детей. Это значит, что все курильщики сожалеют о том, что когда-то начали курить… В то же время все курильщики хотят продолжать курить. <…> Единственное, что удерживает нас от того, чтобы бросить курить, — СТРАХ! Страх, что на пути к свободе нам предстоит пережить неопределенно долгий период страданий, лишений и неудовлетворенных желаний. Страх, что без сигареты, без этой небольшой опоры, никогда уже ни еда, ни встреча с друзьями не принесут нам удовольствия. Страх, что мы никогда не сможем сосредоточиться, справиться со стрессом или быть уверенными в себе. Страх, что наша личность и характер изменятся».

Это одна сторона курения – оно вносит страх в душу. Многие оправдывают курение, тем, что это помогает успокоиться. Вот что об этой стороне курения говорит архиепископ Иоанн (Шаховской):

Духовный смысл курения есть распущенность. Не только тела, но и души. Это есть ложное успокаивание себя (своих «нервов», как говорят иногда, не вполне сознавая, что нервы – плотское зеркало души).

Надо понять, что «срывающий», например, свою злобу – тоже «успокаивается». Но, конечно, лишь – до нового припадка злобы. Успокаивать себя удовлетворением страсти нельзя. Успокоить себя можно, лишь противостав страсти, удержавшись от нее. Успокоить себя можно, лишь понеся Крест борьбы против всякой страсти, даже самой мельчайшей.

Можно себе представить такой жизненный пример: табак, как растение, не имеет в себе никакого зла (как и золотой песок, как и хлопок, из которого выделывается денежная ассигнация). Абрикос – Божье растение. Алкоголь бывает очень полезен организму человека в известные минуты и в известных дозах, ничуть не противореча духу, как умеренный чай или кофе. Дерево, материя, из которых делается мебель, все — Божье... Но теперь возьмем эти слагаемые в следующем сочетании: в мягком кресле развалился человек и курит гаванскую сигару, ежеминутно прихлебывая из стоящей около него рюмки абрикотин... Может ли этот человек в таком состоянии вести беседу о Живом Боге или творить молитву Живому Богу? Физически – да, духовно – нет. Почему? Да потому, что человек этот сейчас распущен, его душа утонула и в кресле, и в гаванской сигаре, и в рюмке абрикотина. В эту минуту у него почти нет души. Он, как блудный сын Евангелия, скитается «в далеких краях» (Лк. 15, 11–32). Так может человек потерять свою душу. Теряет ее человек все время. И хорошо, если и все время опять находит ее, борется, чтобы не терять.

Распущенность, о которой говорит владыка Иоанн, – это то, что выше говорилось нами о всех наркотиках, которые ослабляют волю и лишают способности сопротивляться грехам.

У молодых людей, которые курят или пробуют курить, чтобы доказать свою «крутость» окружающим, курение связано с дерзостью, духом противления и озлобленностью. У молодых девушек к курению примешивается блудный дух, желание нравится и прельщать. У молодых курильщиков, желающих доказать свою взрослость, курение способствует инфантилизации. Ребенок вместо того, чтобы стараться взрослеть, по-детски «обезьянничает», подражая взрослым, и все более отстает в нравственном развитии.

Важно отметить, что под грехами надо понимать не только поступки в узком смысле, но и греховные движения души. Например, тщеславие или гордость – это грехи, но они могут не выражаться в каких-либо видимых поступках. Движения души в широком смысле слова мы тоже можем назвать поступками: принятие надменных мыслей – это поступок души.

Повторю мысль о том, что осознанный грех, когда человек идет против нравственных норм или голоса совести, наносит больший вред душе, поскольку здесь примешивается еще дерзость (человек дерзко переступает закон) и гордость (человек считает себя выше законов).