SWOT анализ по стандарту «Управление ОП»

Strengths (Достоинства) Weaknesses (слабые стороны)
— разработка и постоянная корректировка плана развития ОП на основе анализа реального позиционирования ОП и их направленность на удовлетворение потребностей заинтересованных лиц и обучающихся; — индивидуальность и уникальность плана развития ОП, их согласованность с национальными приоритетами развития и стратегией развития вуза; — сотрудничество с другими вузами, реализующими такую же образовательную программу и обмен опытом. — Отсутствие электронного ректората; — Отсутствие у руководителей ОП блога ректора, блока декана и заведующего кафедрой. — не полная версия электронного документооборота    
Opportunities (возможности) Threats (Угрозы)
— привлечение представителей групп заинтересованных лиц, в том числе обучающихся, ППС и работодателей к формированию плана развития ОП; — определение механизмов формирования и регулярного пересмотра плана развития ОП и мониторинга его реализации; — обеспечение репрезентативности представителей групп заинтересованных лиц — демонстрирование порядка утверждения, периодического рецензирования (пересмотра) и мониторинга образовательных программ и документов, регламентирующих этот процесс. —удержание кадров в вузе.  

2 Специфика образовательных программ

Общие сведения

Направленность реализация образовательной программы на формирование профессиональнойкомпетентности будущих специалистов, соответствующим квалификационным рамкам уровней образования и удовлетворение потребностей рынка.

В Университете имени Сулеймана Демиреля (далее — Университет) реализуется единая кредитнаятехнология обучения с целью международного признания национальных образовательных учебных программ, обеспечения мобильности обучающихся и преподавателей организаций образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней образования.

Кредитная технология обучения представлена в Положении об организации учебного процесса в Университете имени Сулеймана Демиреля, разработано на основании Закона Республики Казахстан «Об образовании» (от 27 июля 2007 года, с изменениями и дополнениями от 24 октября 2011 года); О внесении изменений и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 2 июня 2014 года № 198; Типовые правила деятельности организации высшего и послевузовского образования. ПП РК от 17.05.2013, №499, Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации ( приказ Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125, с изменениями и дополнениями от 25 апреля 2011 года); ГОСО РК 5.04.019 – 2011 Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения; Постановление Правительства РК от 23.08.2012 г., №1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования»

Стандарт содержит типовые планы, которые включают перечень дисциплин циклов ООД, БД и ПДс указанием количества кредитов, регламентирует соотношение базового, профилирующего и общеобразовательного циклов, определяет объем компонента элективных дисциплин. На основании ГОСО, типовых планов и программ разрабатываются все учебные документы, то есть учебно-методический комплекс специальности (УМКС), в числе которого Модульные образовательные программы (МОПы), рабочие учебные программы (РУПы), каталоги элективных дисциплин (КЭДы) учебно-методические комплексы дисциплин (силлабусы) (УМКД), методические рекомендации по различным видам учебной деятельности (СРО, практики и др.). Документы УМКС, связанные с реализацией образовательной программы, создаются ведущими преподавателями кафедры в соответствии с положениями СДУ (Положения о разработке УМКД, МОП, КЭД) и обсуждаются на заседаниях кафедры «Математики и естественных наук». Данные документы представляются на заседаниях учебно-методического бюро факультета «Инженерии и Естественные науки» и учебно-методического совета университета и утверждаются решением Ученого Совета. Формируя образовательную программу, кафедра использует научно обоснованные подходы к планированию, методической обеспеченности, технологиям обучения. Это способствует сохранению преемственности государственного стандарта, типовой программы, и учебно-методических комплексов специальности. Вытекающая из этого академическая целостность нормативных и учебных документов обеспечивает эффективное управление механизмом реализации ОП, которая имеет сбалансированную структуру. Структура образовательной программы включает теоретический, практический, исследовательский циклы обучения. Теоретический цикл реализуется посредством лекционных, семинарских занятий и консультаций, практический цикл — посредством учебных и профессиональных практик, исследовательский цикл — посредством разработки дипломных проектов. В процессе получения теоретических знаний, практических и исследовательских навыков предусматривается самостоятельная работа студентов. Изучение любой дисциплины, независимо от её академического статуса, сопровождается рубежным контролем, завершается сдачей экзамена и присуждением кредитов.

Ежегодное формирование РУП и УП предоставляют возможность повысить качество образовательных программ и соответствовать современному уровню образования.

Возможность построе­ния индивидуальной образовательной траектории основана на положении модульной образовательной программы (МОП), включающая совокупность учебных модулей, направленных на овладение обучающемуся ключевых компетенций, необходимых для получения определенной академической степени и/или квалификации.

МОП разработана как совокупность и последовательность учебных модулей на весь период обучения и направлена на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения академической степени бакалавра информационных систем по специальности 5В010900 — «Математика».

Основной целью ОП бакалавров по специальности 5В010900 — «Математика» является следующее:

— формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникабельности, повышении общей культуры, толерантности.

— формирование основных профессиональных компетенций у студентов;

— создание предпосылок для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности студентов;

— умение работать с научно-технической информацией, использовать опыт в профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать полученную информацию

Согласно «Положению об организации учебного процесса» Кредитная технология обучения включает:

— свободу выбора обучающимися дисциплин, включенных в Каталог обязательных и элективных дисциплин (далее – КОД и КЭД), обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП;

— свободу выбора обучающимися преподавателя;

— эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;

— использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине и т.д.

На основе данного положения и согласно РУП обучающиеся могут выбрать дисциплины среди курса элективных дисциплин с учетом личностных потребно­стей и возможностей.

Академическая свободасовокупность полномочий субъектов образовательного процесса, предоставляемых им для самостоятельного определения содержания образования по дисциплинам компонента по выбору, дополнительным видам обучения и организации образовательной деятельности с целью создания условий для творческого развития обучающихся, преподавателей и применения инновационных технологий и методов обучения.

Основными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии являются:

— унификация объема знаний;

— создание условий для максимальной индивидуализации обучения;

— усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;

— выявление реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их контроля.

Кредитная технология обучения включает:

—применение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;

— свободу выбора обучающимися дисциплин, включенных в Каталог обязательных и элективных дисциплин (далее – КОД и КЭД), обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП;

— свободу выбора обучающимися преподавателя;

— вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;

— использование интерактивных методов обучения;

— активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;

— академическую свободу факультета (отделения) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ;

— обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на бумажных и электронных носителях;

— эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;

— использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.

Организация учебного процесса в Университете в рамках одного учебного года осуществляется на основе академического календаря. Учебный год состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, каникул и практик. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации. В Университете используются следующие формы академических периодов: семестр с продолжительностью 15 недель. Период промежуточной аттестации, как правило, имеет продолжительность в 1–2 недели. Каникулы предоставляются обучающимся после каждого академического периода, и составляют в учебном году 7–13 недель.

На основании протокола заседания Учебно-методического совета университета и Ученого Совета СДУ «протокол № 1» ежегодно формируются РУП или УП с участием представителей работодателей, ППС имеющие производственный опыт работы с учетом опыта международного сотрудничества со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья.

На этапе проектирования программ выпускающими кафедрами определяются модели выпускников. Модель представляет собой совокупности знаний, умений и опыта их применения на практике, интегрированных в профессиональные и универсальные компетенции, которыми должны обладать выпускники в момент окончания обучения по программе. Модель выпускника образовательной программы «Математика» представляет собой специалиста новой формации, владеющего поликультурностью, коммуникативностью, способного творчески и высокопрофессионально решать на современном научно-практическом уровне социально значимые задачи в педагогической сфере деятельности.

Основойдля формирования образовательных программ являются: государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО), типовые учебные планы специальности (ТУП), каталоги элективных дисциплин (КЭД), индивидуальные учебные планы обучающихся (ИУП) и рабочие учебные планы специальностей (РУП).

Образовательные программы разрабатываются в строгом соответствии с требованиями ГОС высшего образования и учитывают современные требования работодателей к подготовке специалистов.

Методыи механизмы руководства процессом разработки образовательных программ описаны в«Рекомендациях по разработке модульных образовательных программ в университете Сулеймана Демиреля».

Образовательныепрограммы бакалавриата разработаны на основе государственных общеобязательных стандартов образования РК 2006, 2009, 2010 годов, также «Государственного общеобязательногостандарта высшего образования» (утвержден постановлением Правительства РК от 23.08.2012 г. № 1080).

Все дисциплины учебного плана в соответствии с ГОС высшего образования сгруппированы в циклы общеобразовательных дисциплин (ООД), базовых дисциплин (БД) и профилирующих дисциплин (ПД).

В образовательной программе «5B010900 Математика» установлено следующее распределение кредитов между циклами: всего — 160 кредитов, ООД — 33, БД — 64, ПД — 32.

Цель цикла общеобразовательных дисциплин — обеспечение социально-гуманитарного образования на основе знания законов социально-экономического развития общества, истории Казахстана, современных информационных технологий, государственного языка, русского и иностранного языков, как средств межнационального общения.

Цели цикла базовых дисциплин:

— иметь представление о месте и роли математики в современном мире, культуре и истории;

— уметь строить различные математические модели для описания и различных явлений и фактов реальной действительности, проводить их качественный и количественный анализ;

— сформировать качества личности, обеспечивающие глубокие научно-теоретические и методологические знания основ физико-математических, психолого-педагогических и специально-теоретических наук, способствующих успешному усвоению прикладных дисциплин специальности.

— иметь представление о логических, топологических и алгебраических структурах, не-евклидовых геометрических системах, о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях.

Цели блока профилирующих дисциплин:

— сформировать качества личности, обеспечивающие глубокие специальные эмпирические и теоретические знания, умения и навыки практических и теоретических действий по теории и технологии обучения математике, по инновационным педагогическим технологиям, отвечающим актуальным задачам развития национальной системы образования;

— уметь правильно выбрать аппарат и метод исследования простейших задач математики;

— знать современные алгоритмические языки и методы программирования;

— знать исторический опыт развития математической науки, реформы математического образования, основные факты и закономерности развития математики, педагогического процесса;

— знать теорию и методику обучению математике, научные методы познания действительности, современные педагогические технологии.

Трудоемкость обязательного компонента равна 58 кредитам, компонента по выбору — 71 кредитов, в том числе по циклам:

ООД — обязательный компонент — 33 кредита, компонент по выбору — 0;

БД — обязательный компонент — 20 кредитов, компонент по выбору — 44;

ПД — обязательный компонент — 5 кредитов, компонент по выбору — 27.

Перечень и трудоемкость обязательных дисциплин, распределение их по циклам соответствуют ТУП.

Трудоемкость одного кредита теоретического обучения в часах (по 50 минут) составляет 45 часов, из них 15 часов отводится на аудиторные занятия и 30 часов на самостоятельную работу студента.

Образовательной программой по специальности «Математика» предусмотрена подготовка студентов по очной форме обучения на базе общего среднего образования и на базе высшего профессионального образования со сроками обучения 4 и 2 года соответственно. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном и английском языках.