Глава 2. Коммуникативные навыки

Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей Р., необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга. Одним из видов группового взаимодействия являются двигательные импровизации – начиная с задаваемых образов (образы зверей) и заканчивая импровизациями, направляемыми внутренними импульсами детей.

Когда человек входит в комнату, он делает это ради какой-то цели… Или чтобы отыскать кого-нибудь, или чтобы передать ему мысль, или получить на свой вопрос ответ, или объяснить чувство…» – писал К.С. Станиславский. На первом занятии участникам объясняется, что все они приходят для чего-то, и предлагается изобразить это невербально.

У 151. «Что ты хочешь нам сегодня показать, спросить, попросить, рассказать?». Все остальные участники угадывают смысл происходящего. Впредь это становится ритуалом в начале каждого занятия.

У 152. Предлагается вспомнить и воспроизвести (телом, мимикой, жестами) человека или предмет, которого сейчас нет в зале, какой-то эпизод прошлого занятия, стараясь при этом оживить в памяти как можно больше деталей. Изобразить человека, Аленного определенными качествам»- сууч^ стройного с офицерской выправкой, сгорбленного, радостного, сделавшего открытие, удивленного, старика, младенца, красивую женщину и т.д. Такого рода упражнения выполняется сначала в статике (принять соответствующую позу, мимику и т.д.), а уже потом – в динамике. На первых порах, без подготовки упражнение оказывается для детей достаточно трудным. Поэтому, прежде чем перейти к спонтанному выполнению, сначала оно дается в фор «е домашнего задания.

У 153. И.: «Не словами, а только звуками чш придуманным «иностранным языком» имитировать различные состояния и действия, например: мямлить в речи; путаться, подбирая слова; говорить со всхлипыванием и подвыванием, с воплем, удивлением, страхом, с жалобой, патетически, иронически, стараясь обмануть и т.д.» Остальные участники отгадывают, что было сказано.

В разминку в начале занятия хорошо включать различные парные упражнения, в том числе этюды по «согласованным действиям»: «пилка дров», «гребля», «перемотка ниток», совместный рисунок и т.п.

У154. «Зеркало». Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения, другой должен стать его точным «зеркальным» отражением.

Сложность двигательных мелодий, естественно, должна варьироваться. Дети-»отражения» довольно быстро обучаются чувствовать тело партнера и постепенно предвосхищать его движения, более того – опережать их. Это и следующие упражнения – прекрасное средство для установления психологического контакта.

У 155. «Тень». Первый участник двигается определенным образом, а стоящая за ним «тень» повторяет его движения. Особое внимание уделяется тому, чтобы «тень» двигалась в том же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях партнера, уловить нюансы его настроения.

У 156. Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения один из партнеров, приседая и сгибаясь вперед, приподнимает другого, удерживая его в конечной фазе 3-5 секунд.

У 157. Один из партнеров принимает положение «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость его движения.

У 158. Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем встают, стараясь контактировать друг с другом всей поверхностью спины и достичь максимального эффекта (например, не упасть).

В другом типе упражнений условия поставлены таким образом, что дети должны двигаться как единое целое.

У 159. Дети лежат на спине ногами друг к другу. Затем ступни ног соединяются таким образом, что ноги образуют букву «Л». Аккуратно и медленно дети начинают делать «велосипед», удерживая контакт ступнями и приспосабливаясь к темпу друг Друга.

У 160. Дети встают лицом друг к другу, держась за талии, на подвижную опору физкультурного снаряда «педали». Требуется проехать до конца зала, придерживая друг друга, чтобы не упасть.

У 161. Дети встают боком друг к Другу и «приклеиваются», становясь «сиамскими близнецами» (берут друг друга под руку и плотно присоединяются боковыми поверхностями ног). Пара пробует двигаться в разных направлениях, с разной скоростью, выполнять какие-либо действия, писать и т.д.

У 162. «Слепой и поводырь». Дети делятся на пары: один из них –слепой (с закрытыми глазами), а другой – поводырь. Держась за руки, они молча передвигаются по залу, не сталкиваясь с другими парами. Задача поводыря – познакомить слепого с окружающим его пространством (заполненным различными предметами); позволить ему получить максимум информации, оберегая при этом от возможных опасностей. Поводырю необходимо учитывать характер слепого, его темперамент. Задача слепого – максимально «вслушиваться» в поводыря, повторяя его действия и невербальные указания.

У 163. «Паровоз». Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются «паровозиком» в затылок друг другу (стоящий сзади держит двумя руками за талию или за плечи того, кто стоит впереди). Все закрывают глаза, кроме первых – вагоновожатых, которые медленно начинают движение. Их задача – аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных – максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец «паровоза», снова продолжается движение, пока все не побудут в роли ведущего и ведомого. Усложнение упражнения: увеличение количества детей в «паровозике», усложнение траектории движения (крутые повороты, ограничение по высоте и т.п.).

Следующий этап парных упражнений – соревнования, в которых группа разбивается на команды по два человека. Условия должны включать как самостоятельную активность каждого ребенка из пары, так и их взаимодействие, когда можно и нужно помогать друг другу, чтобы победить в соревновании.

У 164. «Представление». Дети встают или садятся в круг. Один ( или пара, тройка) из них выходит в центр и изображает при помощи мимики и пантомимики какой-либо предмет, растение или животное. Сидящие в кругу угадывают. Тот, кто первым угадает, встает в центр круга и изображает один или с партнерами что-то свое и т.д. Более сложный вариант –слово, образ или ситуацию, которые надо изобразить, на ушко исполнителям называет П. или кто-то из детей.

У 165. «Телевизор». Дети разбиваются на две группы. Первая группа («съемочная»)задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать ( фрагмент литературного произведения, фантастическая ситуация и др.). Один участник второй, группы приглашается на просмотр «немого» фильма: «съемочная» группа пантомимически разыгрывает свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник второй группы: первый участник второй группы один по ролям пантомимически разыгрывает просмотренный фильм. И так далее. Последний участник второй группы «показывает» фильм так, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант. После обсуждения группы меняется ролями.