Основные недостатки произношения и приемы постановки гласных звуков.
Нормальная артикуляция гласных звуков
Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами — приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о. Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у. Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о, оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э. Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а. Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и. Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы. Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и. Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.
Недостатки произношения гласных звуков.Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла — игла, пела — пила); звук ы уподобляется звуку и. Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь — пить, бел — бил, пил — пел, села — сила, дитя — дети, тени — тина.
Для слуховой дифференцировки ы — и: был — бил, пил — пыль, Дима — дым, выл — вил, лыжи — лижи, мыло — мила, мышка — миска, пила — пыль.
Встречается неточное произношение губного гласного о. При правильной артикуляции звука огубы принимают овальную форму. При неточном произношении огубы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а.Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о, произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо,удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.
Коррекция гласных звуков.При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам. Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например:
А АА ААА АААА | Э ЭЭ ЭЭЭ ЭЭЭЭ | О ОО ООО ОООО | У УУ УУУ УУУУ | И ИИ ИИИ ИИИИ | Ы ЫЫ ЫЫЫ ЫЫЫЫ |
Когда изолированно гласные звуки будут отработаны, переходим к слитному произнесению сочетаний из двух гласных звуков, затем из трех.
АЭ---ЭА АО---ОА АИ---ИА | УА---ЭА ОА---АИ ИУ---ОИ | АОЭ---ЭАО ОУИ---ИОУ ЭИО---УИО | АИУ---АЭИ ЭОА---ОУИ ЭИО---ЭОА |
Сочетания произносятся то низким голосом (имитация голоса волка), то высоким голосом (имитация голоса зайца), то средним голосом (имитация голоса ежика). Дети охотно подражают голосам животных. Такие игры развивают умения координировать высоту голоса.
После овладения произнесением гласных звуков без носового оттенка, формирование речевого дыхания и слуха, активизации небной занавески переходим к следующему этапу работы, основной задачей которого является коррекция согласных звуков. Работа начинается с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы. Введение новых навыков начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в позиции между двумя гласными звуками. Специфическим является порядок постановки звуков. Первым отрабатывается звук –Ф-, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот, например:
А-----Ф-----; Э------Ф------; О-----Ф-----; У-----Ф-----; И------Ф----- (черта показывает длительность звучания).
АФ----АФА; ЭФ----ЭФЭ; ОФ----ОФО; УФ----УФУ; ИФ----ИФИ.
Звук –Ф – в твердых слогах: АФ-ФА-----АФА-ОФА-УФА; ОФ-ФО-----АФО-ОФО-УФО;
ЭФ-ФЭ-----АФЭ-ОФЭ-УФЭ; УФ-ФУ-----АФУ-ОФУ-УФУ; ЫФ-ФЫ-----АФЫ-ОФЫ-УФЫ.
Звук –Ф– в мягких слогах: ИФ-ФИ-----АФИ-ОФИ-УФИ; ЕФ-ФЕ-----АФЕ-ОФЕ-УФЕ;
ЮФ-ФЮ-----АФЮ-ОФЮ-УФЮ; ЯФ-ФЯ-----АФЯ-ОФЯ-УФЯ.
После того, как ребенок научился правильно произносить звуки в слогах, словах переходим к этапу работы, основной задачей которого является автоматизация новых навыков звукопроизношения и введение их в спонтанную речь. Сначала звук вводится в наиболее употребляемые в быту слова, например: звук –С– стол, стакан, салат, совок, носки, стена. Затем дается задание родителям, воспитателям обращать внимание на качество произнесения только этих слов. Далее этот звук закрепляется в стихах, потешках, скороговорках. Успешное выступление на праздниках, четкие ответы на занятиях помогают сломать старые стереотипы, избавить ребенка от стеснения, боязни.