Раздел VII. Нормативная артикуляция и недостатки произношения звуков речи (в русском языке).

Задание 116. При описании нормативной артикуляции звука характеристика воздушной струи дается …

1. В начале описания.

2. В середине описания.

3. В конце описания.

 

Задание 117. Положение языка при описании артикуляции звука рассматривается …

1. В начале описания.

2. В середине описания.

3. В конце описания.

 

Задание 118. Какая из нижеприведенных характеристик относится к работе голосовых складок.

1. Проходит через ротовую полость.

2. Поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость.

3. Округлены и слегка выдвинуты вперед.

4. Сомкнуты, напряжены, вибрируют.

 

Задание 119. Какая из нижеприведенных характеристик относится к работе мягкого неба.

1. Проходит через носовую полость.

2. Опущено, открывает проход в носовую полость.

3. Растянуты в улыбке.

4. Сомкнуты, напряжены, вибрируют.

 

Задание 120. Что можно отнести к видимым элементам артикуляции?

1. Положение корня языка.

2. Положение мягкого неба.

3. Положение голосовых складок.

4. Положение губ.

 

Задание 121. По предложенному описанию артикуляции определите речевой звук:«Губы растянуты в улыбке, видны зубы; зубы сближены, расстояние между резцами небольшое; кончик языка упирается в нижние резцы, по спинке языка проходит желобок, передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, средняя часть спинки языка поднимается к небу; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; голосовые складки напряжены, сомкнуты, вибрируют, в результате чего образуется голос; воздушная струя хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту».

1. Ж. 2. З’. 3. Т. 4. С’.

Задание 122.По предложенному описанию артикуляции определите речевой звук: «Губы растянуты в улыбке, видны зубы; зубы сближены, расстояние между резцами небольшое; кончик языка упирается в нижние резцы, по спинке языка проходит желобок, передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; воздушная струя сильная, узкая, холодная, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту; голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, голос не образуется».

1. Ф. 2. З’. 3. Ш. 4. С.

Задание 123.Определите вид нарушения произношения свистящих звуков, соответствующий следующей характеристике:при произнесении свистящих звуков выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, которая образуется в результате отсутствия смыкания одного или обоих боковых краев языка с верхними боковыми зубами; в результате данной артикуляции у произносимого звука появляется «хлюпающий» оттенок.

1. Межзубный сигматизм. 2. Губно-зубной сигматизм.

3. Носовой сигматизм. 4. Боковой сигматизм.

 

Задание 124. По предложенному описанию артикуляции определите речевой звук: «Губы находятся в положении следующего за данным согласным гласного звука; зубы сближены, расстояние между резцами небольшое; кончик языка опущен к нижним зубам; передняя часть спинки языка прижата к верхним передним зубам и альвеолам; боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам; смычка, образуемая передней частью спинки языка и верхними зубами, взрывается под действием выдыхаемой сильной воздушной струи; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, голос не образуется; воздушная струя сильная, толчкообразная, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту».

1. Д’. 2. С’. 3. Т. 4. Ц.

Задание 125.По предложенному описанию артикуляции определите речевой звук: «Губы нейтральны и принимают положение следующего за данным звуком гласного; зубы сближены, расстояние между резцами небольшое (1-2 мм); для звука характерна двухфазовая артикуляция: в начале кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя часть спинки языка поднята и смыкается с верхними зубами или альвеолами, средняя и задняя части спинки языка опущены, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, затем смычка размыкается и между верхними альвеолами и передней частью спинки языка образуется щель, щелевой элемент звучит кратко; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; воздушная струя сильная, толчкообразная, хорошо ощущается на тыльной поверхности руки, поднесенной ко рту; голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, в результате чего голос отсутствует».

1. С. 2. Ц. 3. Ч. 4. Т’.

Задание 126. Укажите нарушенный элемент артикуляции, который обуславливает появление носового сигматизма свистящих звуков.

1. Нижняя губа приближена к верхним резцам.

2. Кончик языка просунут между верхними и нижними резцами.

3. Кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор.

4. Корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, которое опускается и образует проход для воздушной струи через носовую полость.

Задание 127.По предложенному описанию артикуляции определите речевой звук: «Губы растянуты в улыбке, видны зубы; зубы сближены, расстояние между резцами небольшое; кончик языка упирается в нижние резцы, по спинке языка проходит желобок, передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, средняя часть спинки языка поднимается к небу; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; воздушная струя хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту; голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, в результате чего голос не образуется».

1. З. 2. С. 3. З’. 4. С’.

 

Задание 128.Определите вид нарушения произношения свистящих звуков, соответствующий следующей характеристике:при произнесении свистящих звуков отсутствует характерный свист и слышится низкий, слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами, в результате чего круглая щель между верхними зубами и языком заменяется плоской.

1. Шипящий сигматизм. 2. Губно-зубной сигматизм.

3. Межзубный игматизм. 4. Боковой сигматизм.

Задание 129. Укажите нарушенный элемент артикуляции, который обуславливает появление шипящего сигматизма свистящих звуков.

 

1. Кончик языка просунут между верхними и нижними резцами.

2. Кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка языка выгнута и приближена к твердому небу, боковые края опущены, не смыкаются с верхними боковыми зубами.

3. Нижняя губа приближена к верхним резцам.

4. Корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, которое опускается и образует проход для воздушной струи через носовую полость.

Задание 130. Укажите нарушенный элемент артикуляции, который обуславливает появление призубного сигматизма свистящих звуков.

1. Кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор.

2. Кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка языка выгнута и приближена к твердому небу, боковые края опущены, не смыкаются с верхними боковыми зубами.

3. Кончик языка просунут между верхними и нижними резцами.

4. Корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, которое опускается и образует проход для воздушной струи через носовую полость.

Задание 131. Среди указанных нарушений произношения звука [С] определите парасигматизм.

 

1. «Хлюпающий» оттенок при произношении [С].

2. При произношении звука [С] слышится звук, похожий на [Х], имеющий носовой оттенок.

3. «Шепелявый» оттенок при произношении [С].

4. При произношении звук [С] заменяется взрывным звуком [Т].

Задание 132.Определите вид нарушения произношения свистящих звуков, соответствующий следующей характеристике:при произнесении свистящих звуков нижняя губа приближена к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, при этом язык находится в положении, соответствующем правильной артикуляции свистящих звуков; в результате такой комбинированной артикуляции образуется звук, содержащий в себе элементы звуков [Ф] и [С] ([В] и [З]), что нарушает качество произношения.

1. Межзубный сигматизм. 2. Боковой сигматизм.

3. Губно-зубной сигматизм. 4. Шипящий сигматизм.

Задание 133.По предложенному описанию артикуляции определите речевой звук: «Губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, расстояние между резцами среднее; широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам или к передней части твердого неба и образует с ними щель, средняя часть спинка языка немного прогибается, задняя часть спинки языка приподнята по направлению к мягкому небу и оттянута к задней стенке зева, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, в целом положение языка напоминает «чашечку»; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; воздушная струя широкая теплая, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту; голосовые складки напряжены, сомкнуты, вибрируют, в результате чего образуется голос».

1. Ч. 2. Щ. 3. Ш. 4. Ж.

 

Задание 134. По предложенному описанию артикуляции определите речевой звук: «Губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, расстояние между резцами среднее; широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов и образует с ними щель, передняя часть спинки языка немного прогибается, средняя часть спинка языка приподнимается к твердому небу, задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; воздушная струя широкая теплая, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту; голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, голос не образуется».

1. Ш. 2. Щ. 3. Ж. 4. Ч.

Задание 135. Определите вид нарушения произношения шипящих звуков [Ш] и [Ж], соответствующий следующей характеристике:язык не принимает участия в артикуляции, в результате чего выдыхаемая струя воздуха встречает преграду не между языком и верхними альвеолами, а между сближенными или сомкнутыми верхними и нижними зубами и прижатыми к ним с боков углами рта; такая артикуляция часто сопровождается раздуванием щек.

1. Межзубный сигматизм. 2. «Щечный» сигматизм.

3. Боковой сигматизм. 4. Шипящий сигматизм.

Задание 136.Определите вид нарушения произношения шипящих звуков [Ш] и [Ж], соответствующий следующей характеристике:кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка языка выгнута и приближена к твердому небу, боковые края опущены, не смыкаются с верхними боковыми зубами; в результате данной артикуляции у твердых шипящих появляется специфический мягкий оттенок – [Ш’] и [Ж’].

1. Носовой сигматизм. 2. Межзубный сигматизм.

3. Боковой сигматизм. 4. Шипящий сигматизм.

 

Задание 137. Укажите нарушенный элемент артикуляции, который обуславливает появление межзубного сигматизма шипящих звуков.

1. Нижняя губа приближена к верхним резцам.

2. Кончик языка просунут между верхними и нижними резцами.

3. Кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка языка выгнута и приближена к твердому небу, боковые края опущены, не смыкаются с верхними боковыми зубами.

4. Корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, которое опускается и образует проход для воздушной струи через носовую полость.

Задание 138. По описанию артикуляции определите характер произношения звука:губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, расстояние между резцами среднее; кончик языка опущен, оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости; передняя и средняя части спинки языка подняты, продвинуты вперед и образуют щель с верхними альвеолами и твердым небом; задняя часть языка, а также корень языка опущены; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; голосовые складки разомкнуты, расслаблены, не вибрируют.

1. Верхняя артикуляция звука Щ. 2. Нижняя артикуляция звука Щ.

3. Верхняя артикуляция звука Ч. 4. Нижняя артикуляция звука Ч.

5. Искажение звука Щ. 6. Искажение звука Ч.

Задание 139. Укажите нарушенный элемент артикуляции, который обуславливает появление губно-зубного сигматизма шипящих звуков.

1. Кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор.

2. При правильной артикуляции языка нижняя губа приближена к верхним резцам.

3. Кончик языка примыкает к основанию верхних зубов, спинка языка смыкается с твердым небом, один или оба боковых края языка опущены.

4. Язык не принимает участия в артикуляции.

Задание 140. Среди указанных нарушений произношения звука [Ш] определите парасигматизм.

1. При произношении звука [Ш] слышится нечеткий звук, содержащий элементы звуков [Ф] и [Ш].

2. При произношении звука [Ш] слышится звук, похожий на фрикативный [Г],

3. «Хлюпающий» оттенок при произношении [Ш].

4. При произношении звук [Ш] заменяется звуком [С].

 

Задание 141. По описанию артикуляции определите характер произношения звука:губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, расстояние между резцами среднее; кончик языка опущен, оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости; передняя часть спинки языка поднята и образует щель с верхними альвеолами или передним краем твердого неба; средняя и задняя часть языка, а также корень языка опущены; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; голосовые складки сомкнуты, напряжены, вибрируют.

1. Верхняя артикуляция звука Ш. 2. Нижняя артикуляция звука Ш.

3. Верхняя артикуляция звука Ж. 4. Нижняя артикуляция звука Ж.

5. Искажение звука Ш. 6. Искажение звука Ж.

 

Задание 142. Укажите нарушенный элемент артикуляции, который обуславливает появление бокового сигматизма шипящих звуков.

1. Язык не принимает участия в артикуляции.

2. Кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка языка выгнута и приближена к твердому небу, боковые края опущены, не смыкаются с верхними боковыми зубами.

3. Кончик языка примыкает к основанию верхних зубов, спинка языка смыкается с твердым небом, один или оба боковых края языка опущены.

4. Кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор.

Задание 143. По описанию артикуляции определите характер произношения звука:губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, расстояние между резцами среднее; кончик языка приближен к нижним резцам, вдоль спинки образуется желобок, а воздушная струя проходит через округлую щель между передней частью спинки языка и верхними альвеолами, вследствие чего при произнесении шипящего звука появляется специфический свистящий оттенок; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; голосовые складки разомкнуты, расслаблены, не вибрируют.

1. Верхняя артикуляция звука Ш. 2. Нижняя артикуляция звука Ш.

3. Верхняя артикуляция звука Ж. 4. Нижняя артикуляция звука Ж.

5. Искажение звука Ш. 6. Искажение звука Ж.

Задание 144.Определите вид нарушения произношения шипящих звуков [Ш] и [Ж], соответствующий следующей характеристике:щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым небом, в результате чего появляется шум, напоминающий шум при звуке [Х] или звонком фрикативном [Г].

1. Свистящий сигматизм. 2. Боковой сигматизм.

3. Заднеязычный сигматизм. 4. Шипящий сигматизм.

Задание 145. По описанию артикуляции определите характер произношения звука:губы находятся в положении следующего за данным звуком гласного; расстояние между резцами среднее; кончик языка опущен, задняя часть спинки языка поднята, оттянута назад по направлению к задней стенке глотки и сближена либо с задней частью твердого неба, либо с мягким небом, образуя с ними щель; мягкое небо поднято, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; голосовые складки напряжены, сомкнуты, вибрируют, в результате чего образуется голос; воздушная струя слабая, теплая, рассеянная, что ощущается на тыльной поверхности руки, поднесенной ко рту.

1. Нормативное произношение звука [Л].

2. Нормативное произношение звука [Л’].

3. Ламбдацизм.

4. Параламбдацизм.

Задание 146. Определите нарушенный элемент артикуляции при ламбдацизме, когда вместо фонемы [Л] воспроизводится искаженное сочетание звуков [НГ].

1. Кончик языка опущен, задняя часть спинки языка поднята, оттянута назад по направлению к задней стенке глотки и сближена либо с задней частью твердого неба, либо с мягким небом, образуя с ними щель.

2. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос.

3. Задняя часть спинки языка поднята, а кончик языка опущен, воздушная струя проходит через ротовую полость при отсутствии преграды, способствующей образованию шума.

4. Кончик языка находится у нижних резцов, средняя часть спинки языка выгнута и приближена к твердому небу.

Задание 147 . По профилю определите характер произношения звуков [Л, Л’].


1.

 
 

Нормативное произношение звука [Л].

2. Нормативное произношение звука [Л’].

3. Ламбдацизм.

4. Параламбдацизм.


 

Задания для контрольной проверки:

Задание 148. По описанию артикуляции определите характер произношения звука:губы находятся в положении следующего за данным звуком гласного; расстояние между резцами среднее; кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя части спинки и корневая часть языка подняты по направлению к мягкому небу и оттянуты назад, посередине языка образуется ложкообразная вдавленность, боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха; мягкое небо поднято, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; голосовые складки напряжены, сомкнуты, вибрируют, в результате чего образуется голос; воздушная струя слабая, теплая, рассеянная, что ощущается на тыльной поверхности руки, поднесенной ко рту.

1. Нормативное произношение звука [Л].

2. Нормативное произношение звука [Л’].

3. Ламбдацизм.

4. Параламбдацизм.

 

Задание 149. Определите нарушенный элемент артикуляции при ламбдацизме, когда вместо фонемы [Л] воспроизводится сонанта [W] или краткий звук [У].

1. Кончик языка опущен, задняя часть спинки языка поднята, оттянута назад по направлению к задней стенке глотки и сближена либо с задней частью твердого неба, либо с мягким небом, образуя с ними щель.

2. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос.

3. Язык не принимает участия в артикуляции, к голосу присоединяется легкий шум от трения струи выдыхаемого воздуха о стенки щели, образуемой сближенными губами.

4. Задняя часть спинки языка поднята, а кончик языка опущен, воздушная струя проходит через ротовую полость при отсутствии преграды, способствующей образованию шума.

 

1. Нормативное произношение звука [Л’].
 
 

Задание 150. Установите соотношение между профилем артикуляции и нормативным или нарушенным произношением звуков [Л, Л’].

2. Межзубное произношение звука [Л].
 
 

1.

3. Фрикативный звук [Г].
 
 

2.

4. Сонанта [W] или краткий звук [У].
 
 

3.

5. Искаженное сочетание звуков [НГ].
 
 

4.

5.

 
 
6. Нормативное произношение звука [Л].  
 
 


6.


 
 

Задание 151. По профилю определите характер произношения звуков [Л, Л’].


1. Нормативное произношение звука [Л].

2. Нормативное произношение звука [Л’].

3. Ламбдацизм.

4. Параламбдацизм.

 


Задание 152. Укажите нарушенный элемент артикуляции, который обуславливает появление такого вида ротацизма, при котором вместо фонемы [Р] в речи появляется так называемый велярный [Р].

1. Кончик языка не вибрирует, одна боковая сторона языка прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук.

2. Корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель, проходящая через нее воздушная струя вызывает мелкую беспорядочную вибрацию всего мягкого неба.

3. Корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель, проходящая через нее воздушная струя вызывает гармоничную вибрацию язычка мягкого неба.

4. Кончик языка опущен, не вибрирует, задняя часть спинки языка поднята, оттянута назад по направлению к задней стенке глотки и сближена либо с задней частью твердого неба, либо с мягким небом, образуя с ними щель.

Задание 153. Определите разновидность ротацизма, соответствующую следующей характеристике:язык пассивен, рокочущий звук образуется вибрацией обеих губ при прохождении через ротовую полость выдыхаемой воздушной струи.

1. Увулярный [Р]. 2. Одноударный [Р].

1. «Кучерской» [Р]. 4. Боковой [Р].

 

Задание 154. По профилю определите характер произношения звуков [Р, Р’].


 
 

1. Нормативное произношение звука [Р].

2. Нормативное произношение звука [Р’].

3. Ротацизм.

4. Параротацизм.


 

Задание 155. Укажите нарушенный элемент артикуляции, который обуславливает появление такого вид ротацизма, при котором вместо фонемы [Р] воспроизводится фрикативный звук [Г].

1. Корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель, проходящая через нее воздушная струя вызывает мелкую беспорядочную вибрацию всего мягкого неба.

2. Кончик языка не вибрирует, одна боковая сторона языка прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук.

3. Кончик языка не вибрирует, корневая часть языка смыкается с мягким небом, которое при произношении звука опускается и открывает проход воздушной струе в носовую полость.

4. Кончик языка опущен, не вибрирует, задняя часть спинки языка поднята, оттянута назад по направлению к задней стенке глотки и сближена либо с задней частью твердого неба, либо с мягким небом, образуя с ними щель.

 

Задание 156.Определите разновидность ротацизма, соответствующую следующей характеристике:кончик языка приближен к верхним зубам или альвеолам, но прикасается к ним в процессе артикуляции только один раз; в результате в речи вместо фонемы [Р] слышится звук, близкий к английскому [D].

1. «Щечный» [Р]. 2. Одноударный [Р].

3. Велярный [Р]. 4. Боковой [Р].

 

 

Задание 157. По профилю определите характер произношения звуков [Р, Р’].


 
 

1. Нормативное произношение звука [Р].

2. Нормативное произношение звука [Р’].

3. Ротацизм.

4. Параротацизм.


 
 

1. Нормативное произношение звука [Р].
Задание 158.Установите соотношение между профилем артикуляции и нормативным или нарушенным произношением звуков [Р, Р’].

 
 

2. Двугубное произношение звука [Р].
1.

 
 

3. Фрикативный звук [Г].
2.

 
 

4. Искаженное сочетание звуков [НГ].
3.

 
 

5. Боковое произношение звука [Р].  
4.

 
 

5.

6. Нормативное произношение звука [Р’].  
6.


Задание 159.Определите разновидность ротацизма, соответствующую следующей характеристике:язык пассивен, струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними боковыми зубами, приводя в колебание щеку.

1. Боковой [Р]. 2. Одноударный [Р].

3. «Кучерской» [Р]. 4. «Щечный» [Р].

 

Задание 160. Определите разновидность ротацизма, соответствующую следующей характеристике:вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между боковым краем языка и верхними боковыми зубами, затем следует переход к артикуляции языка как при звуке [Л’]; в результате получается звук, напоминающий сочетание [РЛ’].

1. Увулярный [Р]. 2. Одноударный [Р].

3. Боковой [Р]. 4. Велярный [Р].

 

Задание 161. Среди перечисленных типичных видов параротацизма определите ту звуковую замену фонемы [Р], которая на практике не встречается.

1. Замена фонемы [Р] на [Д]. 2. Замена фонемы [Р] на [j].

3. Замена фонемы [Р] на [Л’]. 4. Замена фонемы [Р] на [Щ].

5. Замена фонемы [Р] на [Г].

 

Задание 162. По профилю определите характер произношения звуков [Р, Р’].


 
 

1. Нормативное произношение звука [Р].

2. Нормативное произношение звука [Р’].

3. Ротацизм.

4. Параротацизм.


 

Задание 163.По предложенному описанию артикуляции определите речевой звук: «Губы растянуты в улыбке и приоткрывают фронтальные зубы; зубы сближены, расстояние между резцами маленькое; кончик языка прижат к нижним резцам, средняя часть спинки языка высоко поднята и сближается с твердым небом, задняя часть спинки продвинута вперед, боковые края языка смыкаются с верхними боковыми зубами; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; воздушная струя слабая, рассеянная, теплая, ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту; голосовые складки напряжены, сомкнуты, вибрируют, в результате чего образуется голос».

1. К’. 2. Г’. 3. Х’. 4. j.

 

 
 

1. Нормативное произношение звука [К’].
Задание 164.Установите соотношение между профилем артикуляции и нормативным или нарушенным произношением звуков [К, К’, Г, Г’, Х, Х’, j].

2. Нормативное произношение звука [Г’].
 
 

1.

3. Нормативное произношение звука [Г].
 
 

2.

4. Нормативное произношение звука [j].
 
 

3.

5. Боковое произношение [К’, Г’, Х’].
 
 

4.

 
 

5.

6. Нормативное произношение звука [Х].  
6.


Задание 165. Укажите, какие звуки из группы заднеязычных чаще, чем остальные, подвержены искажению по типу бокового произношения.

1. К’, Г’, Х’. 2. К, Г, Х.

3. К, К’, Г, Г’, Х, Х’. 4. К, К’, Г, Г’.

Задание 166. Укажите причину искаженного произношения заднеязычных звуков, если у ребенка при произнесении звуков [К] и [Г] слышится негромкий гортанный щелчок, а при произнесении звука [Х] – ослабленный гортанный шум.

1. Смычка, взрывающаяся под напором воздушной струи, при произнесении звуков [К] и [Г] и щель при произнесении [Х] образуется не задней частью спинки языка и небом, а средней частью спинки языка и небом.

2. При произнесении звуков [К] и [Г] голосовые складки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель; при произнесении звука [Х] воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и небом, а сближенными голосовыми складками.

3. Смычка, взрывающаяся под напором воздушной струи, при произнесении звуков [К] и [Г] и щель при произнесении [Х] образуется не задней частью спинки языка и небом, а кончиком языка и верхними альвеолами.

4. Отсутствует смычка боковых краев языка и задних боковых зубов с одной или с обеих сторон.

Задание 167. По предложенному описанию артикуляции определите речевой звук: «Губы находятся в положении следующего за данным согласным звуком гласного; расстояние между резцами зависит от следующего за данным согласным гласного звука; кончик языка опущен и немного отодвинут от передних нижних зубов в глубь ротовой полости, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и смыкается с мягким небом, боковые края языка касаются задней части твердого неба; смычка, образуемая задней частью спинки языка и мягким небом, взрывается под действием выдыхаемой сильной воздушной струи; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; воздушная струя сильная, толчкообразная, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту; голосовые складки напряжены, сомкнуты, вибрируют, в результате чего образуется голос».

1. К. 2. Г’.

3. Г. 4. j.

Задание 168. По предложенному описанию артикуляции определите речевой звук: «Губы слегка растянуты в легкой улыбке; расстояние между резцами среднее; кончик языка опущен, касается передних нижних зубов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и образует неполную смычку с твердым небом: по средней линии языка создается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух создает специфический шум; боковые края языка касаются средне-задней части твердого неба; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя проходит через рот; воздушная струя рассеянная, теплая, хорошо ощущается тыльной поверхностью руки, поднесенной ко рту; голосовые складки расслаблены, разомкнуты, не вибрируют, в результате чего голос отсутствует».

1. К. 2. Х.

3. Г. 4. j.

Задание 169. Среди перечисленных звуковых замен укажите наиболее типичные для паракаппацизма, парагаммацизма и парахитизма.

1. Замена [К] на [П], [Г] на [Б], [Х] на [Ф].

2. Замена [К], [Г], [Х] на [j].

3. Замена [К] на [Т], [Г] на [Д], [Х] на [К].

4. Перечисленные варианты не характерны для паракаппацизма, парагаммацизма и парахитизма.

Задание 170. Определите, какая из ниже перечисленных аномалий зубочелюстной системы является наиболее предрасполагающей к возникновению межзубной артикуляции переднеязычных звуков.

1. Прогнатия (дистальный прикус).

2. Фронтальный открытый прикус.

3. Боковой открытый прикус.

4. Прогения (мезиальный прикус).

 

Задание 171. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости является наиболее предрасполагающей к возникновению бокового произношения звуков.

1. Короткая уздечка языка.

2. Фронтальный открытый прикус.

3. Боковой открытый прикус.

4. Прогения (мезиальный прикус).

 

Задание 172. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости является наиболее предрасполагающей к возникновению призубного произношения переднеязычных звуков.

 

1. Короткая уздечка верхней губы.

2. Прогения (мезиальный прикус).

3. Фронтальный открытый прикус.

4. Глубокий прикус.

 

Задание 173. К какому нарушению звукопроизношения предрасполагает короткая уздечка языка.

1. Боковой сигматизм шипяших.

2. Увулярный ротацизм.

3. Шипящий сигматизм свистящих.

4. Одноударный ротацизм.

Задание 174. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости является наиболее предрасполагающей к возникновению губно-зубного произношения звуков.

1. Прогнатия (дистальный прикус).

2. Фронтальный открытый прикус.

3. Короткая уздечка верхней губы.

4. Прогения (мезиальный прикус).

Задание 175. К какому нарушению звукопроизношения предрасполагает фронтальный открытый прикус.

1. Двугубный ламбдацизм.

2. Призубный сигматизм свистящих звуков.

3. Замена звуков [Т, Т’, Д, Д’] на звуки [К, К’, Г, Г’].

4. Межзубное произношение звуков [Т, Т’, Д, Д’].

Задание 176. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости является наиболее предрасполагающей к возникновению ротоцизма.

1. Короткая уздечка верхней губы.

2. Фронтальный открытый прикус.

3. Короткая уздечка языка.

4. Прогения (мезиальный прикус).

 

Задание 177. К какому нарушению звукопроизношения предрасполагает выраженный подъем заднего участка небного свода в области его перехода в мягкое небо.

1. К ламбдацизму.

2. К каппацизму.

3. К сигматизму.

4. К ротацизму.

Задание 178. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости является наиболее предрасполагающей к возникновению шипящего сигматизма свистящих звуков.

1. Короткая уздечка верхней губы.

2. Прогнатия (дистальный прикус).

3. Глубокий прикус.

4. Прогения (мезиальный прикус).

 

Задание 179. К какому нарушению звукопроизношения предрасполагает перекрестный прикус.

1. Боковой сигматизм свистящих звуков.

2. «Кучерской» ротацизм.

3. Межзубный ламбдацизм.

4. Шипящий сигматизм шипящих звуков.

Задание 180. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки является наиболее предрасполагающей к возникновению назализации звуков.

1. Короткая уздечка верхней губы.

2. Расщелина твердого и мягкого неба.

3. Боковой открытый прикус.

4. Прогения (мезиальный прикус).

Задание 181. К какому нарушению звукопроизношения предрасполагает прогения (или различные варианты мезиального прикуса при выраженном обратном перекрытии).

1. Боковой сигматизм свистящих звуков.

2. Велярный ротацизм.

3. Двугубный ламбдацизм.

4. Шипящий сигматизм свистящих звуков.