Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1) Выпишите из словарей и энциклопедий определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?

2) Как соотносятся по своему содержанию понятия «реальность» и «материя»?

3) Вспомните, как шло формирование научного философского понятия материи?

4) Какой метод мышления критикует Г.В.Ф. Гегель: «Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить... Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное».

5) Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»

6) Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы.»

7) Что означает тезис «единство мира состоит в его материальности»? Подтверждает ли развитие науки данный тезис?

8) Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза».

9) К соблюдению какого закона диалектики в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку. »?

10) Элементы какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я - ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец - ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»?