Картины мира.

Процесс познания может осуществляться в различных видах. На разных этапах истории общества возникали и развивались различные способы осознания мира. В рамках религиозно-мифологического мышления возникла первая «картина мира», т.е. система представлений о природе, обществе и человеке. Желание понять и объяснить окружающий мир было проявлением особенностей человека как культурного существа. Мифы объясняли окружающий мир, а мифология стала особым способом духовной жизни.

Мифологическая картина мира создана с помощью образов. Мифологическое мышление выражалось не только в устном или письменном тексте, но и в действии: обрядах, ритуалах, песнях и танцах. Изучение широкого круга мифов и различных мифологических систем позволило исследователям установить, что в мифологии разных народов повторяется ряд тем, образов и мотивов. На этом основании были выделены различные типы мифов. Каждый из них отвечает на один из самых существенных вопросов об устройстве мира. Так космогонические мифы объясняют происхождение мира –«космоса», в них присутствуют две основных идеи: идея развития мира и идея его творения. Мир, согласно мифологическому мышлению сотворён богами. Но как возникли сами боги? На этот вопрос отвечают разнообразные теогонические мифы. Происхождение человека объясняют антропогонические мифы. Человек, согласно мифологии, хотя и творение богов, но существо земное. Боги создают человека из глины, земли, пыли (Вавилон), из дерева (кельтская и скандинавская мифология), из различных частей своего тела (индийский миф о Пуруше).

В мифологической картине мира даются ответы на все главные, «вечные» вопросы человека об устройстве мира и о смысле его собственного существования. Мифологическая картина мира обладает целым рядом особенностей. Данная картина мира представляет собой систему образного, а не понятийного мышления. Образное мышление эмоционально, конкретно и тесно связано с искусством. В мифологической картине мира не существует причинно-следственных связей, они заменены образцом. Любое явление природы и общественной жизни объясняет образец, случай, миф. Мифологическое мышление предлагает многовариантность объяснения одного и того же явления. Мир природы и общества в мифологической картине мира персонифицируется, на него переносятся человеческие качества. Сами же боги выступают как символы явлений природы, общественной жизни и человеческих качеств (так, например, в греческой мифологии Зевс-бог грома, Афина-богиня политической мудрости, а Афродита – богиня красоты и любви). В мифологической картине мира не выделяются субъект и объект, все отношения понимаются как субъект-субъектные. Мир представлялся единым и неотделимым от человека.

В мифологии перед нами предстаёт универсальная картина, построенная на совершенно иных основаниях, чем при абстрактно-понятийном мышлении, характерном для современного мышления. Мир был преломлён через систему субъективных образов и оказывался сконструированной реальностью. События в этой реальности интерпретировались через систему мифологических персонажей, именно они, а не мир как таковой обладали реальностью. Мифологическая модель мира основана на собственной логике. Часто создаётся целая система классификации мира (как некий аналог системы категорий), позволяющая упорядочить бытие. Религиозная модель мира по своему типу сходна с мифологической, хотя и обладает рядом особенностей, характерных в первую очередь для мировых религий.

Миф как первая историческая форма целостного понимания мира был одним из важнейших источников философского знания. Довольно долго философия существовала в форме предфилософии, тесно связанной с мифологией и религией.

Философская картина мира отличается от мифологической тем, что представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению. Главное отличие философской картины мира - это попытка рационального объяснения. Особенно это было свойственно античной философии, которая до сих пор рассматривается как начало философского знания. Именно в античной философии проблемы онтологии и гносеологии были отделены от образного восприятия. Философия в её истинном значении реализовалась именно в Древней Греции. Если для Востока были характерны религиозные формы философии и разработка в первую очередь этической проблематики, то в античности получил развитие доказательный тип мышления, основанный на разработке разнообразных приёмов и типов доказательств, что позднее стало предметом такой философской дисциплины как логика.

Рационалистическое преодоление мифологического сознания привело к тому, что проблемы стали ставиться в рациональной форме с обоснованием и доказательством утверждений. Рационалистическая традиция, зародившаяся в античности, имела огромное цивилизационное значение. Неслучайно её появление связывают с «античным чудом»: обществом, где появилась такая политическая форма как демократия.

Единой философской картины мира не существует. В истории философии предлагались и до сих пор предлагаются различные «модели мира». Монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика, гностицизм и агностицизм предлагают совершенно разные подходы к пониманию реального мира. Философия, хотя и строится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, сохраняет с ним изначальное родство. В философию переходит установка на целостное понимание мира. Она, как и миф признаёт некоторые истины на веру, что придаёт философским принципам черты категоричности, свойственные мифологии. В философии сохраняется также установка на сознательное конструирование особых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (проверяться) действительностью.

Самой поздней по времени своего появления стала научная картина мира. Наука является такой сферой деятельности, функцией которой стала выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Связь между наукой и философией весьма сложна. Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов.

Научное познание отличается рядом существенных черт. Важнейшей особенностью научного позна­ния является его систематизированность. Научные зна­ния существуют не в разрозненном, а в обобщенном, системати­зированном виде, в виде теорий. Второй особенностью научного познания является его само­контроль, выражающийся в наличии методологии - обос­новании применяемых методов познания.

Третья особенность - стремление к формализации. Оно выражается, в первую очередь, в строгости языка науки. Науч­ные знания фиксируются в виде точных понятий; суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и за­конов. Стремление к точности языка науки приводит к ее ма­тематизации - замене словесных понятий математически­ми символами и формулами. Кроме того, процесс научного по­знания осуществляется в определенных организационных усло­виях, с соблюдением установленных форм и принципов. Наука существует и как социальный институт.

Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне научного познания происходит сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий. Фактом(от nw.factum - сделанное, совершенное) называют объективно существующее событие или явление. Научный факт - это описание факта на языке науки. Научным фактомназывают знание о единичном событии или явлении. Собирая единичные факты, исследователи проводят их пер­вичную систематизацию (фиксируют в перечнях, таблицах, гра­фиках и т.п.) и подводят под понятие, т.е. группируют частные факты вокруг одного правила, формулируемого в виде понятия. Научное понятие - это утверждение о существенных признаках объектов.

На теоретическом уровне научного познания понятия систематизируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипотезы и создаются научные теории. Научные утверждения, из которых строятся теории, бывают двух видов : основные (исходные) и выводные. Основные утверждения, на которых базируется теория, называются научными принципами. Выводные утвер­ждения, которые доказываются данной теорией, называются научными законами.

Научный принцип (от лат principium - первоначало) - это ос­новополагающее начало, исходный пункт теории или концеп­ции. Научные законы - это отражение в науке существенных, необходимых связей в объективном мире. Научным закономназывается формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных понятий. Высшей формой существования научного знания является теория. С помощью теорий происходит наиболее полное обобщение фактов и выявление основных закономерностей их существования. Теория (от греч. theoria- наблюдение, рассмат­ривание, исследование, рассуждение)- это система обобщенно­го знания о существенных закономерностях какой-либо отдель­ной части действительности. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразовательной деятельности человека- прак­тики.

Долгое время существовало представление о прирощении научного знания как о линейном прогрессе. Детальные исследования истории науки раскрыли иную картину и заставили отказаться от общепринятого взгляда на научный прогресс. Оказалось, что научный прогресс делится на две фазы: длительный период постепенного продвижения в пределах имеющейся парадигмыи короткий период революционных перемен и смены парадигмы. Самым ярким примером из истории физики является смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна.

 

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала):

 

1.Каковы особенности мифологической картины мира?

2.Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?

3. Охарактеризуйте научную картину мира.