IV. Практические наставления. Сила и значение веры, ветхозаветные примеры веры. (10.19-13.25).

Авторство. Начиная с V века, автором Послания авторитетные церковные источники безоговорочно называют апостола Павла. Признание Церковью авторства апостола Павла в данном случае имеет особую важность, поскольку само послание имеет несколько особенностей, которые говорят против авторства «апостола языков».

[Польсков]. Послания апостола Павла имеют определенную структуру, формуляр: приветствие, молитва, послание, которое делится на догматическую и практическую часть, связанные между собою, и конечное приветствие, иногда постскриптум. В этом послании нет привычного вступления в духе апостола Павла. С первого стиха, фактически, начинается высокое богословие, богословский трактат. Основной корпус послания хоть и содержит практические наставления, как это у апостола Павла бывает, но они между собой по иному взаимодействуют, чем в традиционных посланиях Павловых.

Особенности.Наиболее существенными отличиями, по сравнению с другими посланиями ап. Павла, можно считать следующие:

§ Правильный греческий язык послания (приближающийся к лучшим образцам классической прозы). По мнению специалистов, послание изначально было написано по-гречески, поэтому его нельзя считать переводом с еврейского или арамейского подлинника.

§ Ветхозаветные цитаты приводятся не по еврейскому тексту, а исходя из Септуагинты (в частности, псалмы 94, 109; Исход, гл. 25; Иерем.31,31-34 ), в отличие от других посланий ап. Павла.

§ Отсутствие традиционного для апостола приветствия в начале послания; стиль изложения с самых первых строк – торжественный, возвышенный.

§ Большая часть послания написана в первом лице множественного числа (например, «…мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (2.1)», «Главное же в том, о чем говорим…(8.1)» и т.д.).

Все перечисленное позволяет сделать, с большой вероятностью, вывод, что текст послания не был изложен непосредственно апостолом Павлом.

Свидетельства об авторстве Павла.Однако это послание не случайно имеет авторитет Павлова послания. Аргументы здесь следующие:

§ Форма первого лица единственного числа, появляющаяся без указания имени в конце послания («я же не много и написал вам» (и далее, 13.22-23)); упоминание Тимофея (13.22). Это «я» без уточнения может принадлежать только апостолу Павлу.

§ Знание автором ветхозаветного строя.

§ Самое главное, учение послания. Несмотря на уникальность некоторых аспектов догматического учения Евр. (в частности, учения о первосвященническом служении Христа), оно органично связано с другими посланиями апостола. Можно указать на учение об искуплении (пар. с Рим., Гал., Еф.), излюбленный пример веры Авраама (пар. с Рим., Гал.), превосходство Нового Завета над Ветхим, и в частности, служения Христа над служением Моисея (Евр. 3.3 в пар. с 2 Кор. 3.10), учение о несовершенстве ветхозаветных жертв (Евр. 10.1 в пар. с Рим.).

Отправители.Из заключения послания можно предположить, что отправителями Евр. были италийские христиане (италийские передают привет), среди которых в тот момент находился ап. Павел. Вероятно, это было вскоре после освобождения из первых уз. Служение Тимофея в Ефесе, скорее всего, относится к более позднему периоду. Мы узнаем об этом из пастырских посланий – Тимофей был в Ефесе во время вторых уз ап. Павла. А к моменту написания Евр., он вместе с Павлом.

Время.Этим определяется и время написания Евр. – скорее всего, 60-е годы.

Адресат. Заглавие «к евреям» имеется в древнейших рукописях послания. В древности «Церковью евреев» называли иерусалимскую общину. Именно для евреев, видимо, предназначалась ветхозаветная аргументация послания с особым упором на то, что левитское священство потеряло свое значение и должно уступить место священству Христа, а Ветхий Завет, как «близкий к уничтожению» (8.13), должен уступить место Новому Завету. К тому же чувствуется некоторая предгрозовая атмосфера, сгущающаяся над Иерусалимом, которая имела свое разрешение в его разрушении.

[Кассиан]. Евр. не письмо, а послание. Это – богословский трактат, получивший форму торжественного манифеста. Основные темы:

§ Учение о Евхаристии как соучастии верующих в жертве Христа, Его страстях и воскресении (Евр.13).

§ Учение о Христе как Первосвященнике Нового Завета (Евр.8). О жертве Христа на Голгофе и в Небесной Скинии. О превосходстве Христова священства (Евр.7;9).

§ О превосходстве Нового Завета.

[Польсков]. Мировоззрение, которое лежит в основании послания к евреям, несет в себе дуалистический оттенок, но конечно, не в смысле языческом, а в смысле противопоставления двух величин: низшего и высшего. Исследователи говорят, что это двойное явление: с одной стороны противопоставляется век текущий и век грядущий, а с другой, явно пространственное противопоставление: нынешняя Вселенная и Небесный Храм, который рядом. (Очень в чести это послание у адвентистов). Земная реальность лишь отражение реальности небесной. Вера, о которой много говорится в послании, есть тот путь, который позволяет эти две реальности увязать воедино, нынешняя, несовершенная и совершенная небесная. Вера есть уверенность в невидимом, в том, что невидимое реально существует, что оно откроется и что мы станем соучастниками этого реально существующего мира. Но, при всем том в послании к евреям есть противопоставление – эсхатология футуральная и эсхатология реализованная. В Послании к евреям говорится о Царствии Божием, которое уже существует на небесах, и откроется для всех в результате катастрофы, о которой речь идет в XIII главе, когда этот мир потребится, все будет поколеблено, а реальность Царствия Небесного устоит. Тогда и откроется в полноте замысел Божий о мироздании, Царствие Божие придет в полной силе во Христе.

Еще одна мысль, что идея двух миров горнего и сего, отнесенная прежде всего к противопоставлению Ветхого и Нового Завета. Скиния со священниками была копией небесного святилища, реальность пришла со Христом и во Христе. Христос открыл нам доступ в Небесную скинию. Не противопоставление горнего и дольнего, а надежда и возможность участвовать в дольнем. Если в Ветхом Завете прообразы лишь приготавливали к принятию горней действительности, то Христос, Совершенной Жертвой открыл доступ в эту небесную действительность. Это первый важный момент.