И её характеристики.

В философии есть разделы, посвящённые определённому кругу проблем.. Онтология включает в себя такие вопросы как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы. Как возник наш мир, каковы его характеристики, по каким законам он развивается и куда направлено его развитие – всё это вопросы онтологии.

Философское осмысление мира в онтологии осуществляется с помощью категорий как пре­дельно общих понятий. В них воплощается основная познаватель­ная функция философии - наиболее полное обобщение знаний. Важно учитывать, что философские категории не являются неизменными, застывшими понятиями, в ходе процесса общест­венного познания их содержание развивается. Многие философские категории являются взаимообусловленными.

Самыми общими понятиями онтологии и философии являются категории «бытие» и «небытие». Все, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небы­тию. В философской литературе в качестве синонимов понятия «бытие» часто употребляются понятия «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность». Синонимами понятия «не­бытие» служат понятия «несуществование», «ничто».

Все существующее в мире имеет одну общую черту- оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, общество и культура. В то же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философ­ский принцип многообразия мира.

Философия стремится выяснить вопрос о существовании как мира, так и человека. Поэтому она нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека и сознания - категории бытия. Философы исходили из того, что такая идея позволяет мысленно объединить самые различные предметы и явления мира лишь по одному признаку - их существованию. Далее возникал и вопрос о том, что же лежит в основе мира.

Понятие субстанцияобозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений. В истории философии были различные мнения о том, сколько же субстанций лежит в основе бытия. Те философы, которые считают, что в основе мира лежит единая субстанция, называются монистами.

Основными видами бытия являются материальное и идеальное бытие. К материальному бытию от­носят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей.

Монизм может быть идеалистическим, если в качестве субстанции выбирается идеальное бытие (именно такой позиции придерживался, например, Гегель), и материалистическим, если субстанцией считается материальное бытие (такое понимание представлено в философии Маркса). Философы, считающие, что в основе мира лежат два исходных начала – дух и материя, называются дуалистами. Позиция дуализма была выражена в философии Декарта[17].

Содержание категорий «материальное бытие» и «идеальное бытие» конкретизируется в категориях «материя» и «сознание».

 

Материя - это философская категория, озна­чающая первооснову материального бытия.

 

Сознание - это философская категория, означающая первооснову идеального бытия.

 

В истории философии синонимами категории «материя» являлись понятия «первовещество», «материал, из которого сделаны все тела», «мельчайшая частица реальности», «неодушевленное вещество» и др.

Исторически первым было определение материи как основы вещественности, телесности. В этом понимании материя еще не противопоставлялась сознанию. Душа (человека, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших ма­териальных частиц.

После создания Платоном развернутого учения об идеаль­ном мире понятие «материя» в философском знании стало противопоставляться понятию «сознание (дух)». Материей в основном стали называть неодушевленное, мертвое, пассивное вещество, противоположное живому, активному, творческому духу.

С началом Нового времени под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех вещей. Среди основных признаков материальных объектов выделяли протяженность, подвижность, тяжесть, непроницаемость и др. Особое значение для определения материи имела физическая наблюдаемость, фиксируемость всех этих свойств.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями XIX - ХХ вв. во всех областях естествознания (А. Эйнштейн, Максвелл, Планк). В физическом понимании материя существует в двух основных видах, в виде вещества и в виде поля. На рубеже XIX-XX веков открытие поля как нового вида материи привело к острейшим философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма. В рамках материалистического подхода было предложено новое определение материи: материя- это философская категория, означающая объективную ре­альность, данную нам в ощущениях. (В.И.Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»).

Данное определение материи направлено против объективного и субъективного идеализма, а также против агностицизма. Материи, согласно материалистической позиции, присущи такие свойства как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух - возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя. Принцип сохранения материи подтверждается современной наукой. Следует ли из этого, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существования мира? Ответ на этот вопрос зависит от позиции философа, которая с необходимостью опирается на обязательный элемент веры. Одни философы исходят из некоей «аксиомы» несотворимости мира и приводят свои доводы, другие же исходят из идеи творца, так же отыскивая доводы в защиту своей позиции.

Кроме видов су­ществования материи, современная наука выделяет также способ и формы ее существования. Формами существования материи являются пространство и время.

 

Пространство - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объе­мом.

 

Основными свойствами пространства являются трехмер­ность, однородность, изотропность (одинаковость свойств по всем направлениям).

 

Время - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длитель­ностью.  

 

Важнейшими свойствами времени являются одно­мерность, необратимость, однородность.

Философское осмысление категорий пространства и времени предполагает решение проблемы их объективности: являются ли пространство и время объективно существующими реалиями или же представляют собой субъективные способы восприятия мира человеком. В истории философии были сторонники и той, и другой позиции.

Еще одним направлением философского анализа простран­ства и времени является проблема их абсолютности и относи­тельности. После создания в начале XX в. общей теории отно­сительности современная наука считает пространство и время относительными категориями, зависящими от еще одного фак­тора существования материи – движения. Пространство и время как формы существования материи выводятся из движения как атрибута материи, выражающего способ ее существования.

 

 

Движение - свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

 

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования мате­рии. Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи - существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств. Движение многообразно. Каждому уровню организации матери соответствует своя форма движения. Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Ф.Энгельсу. Данная классификация сохраняет своё значение и поныне, хотя в связи с достижениями современной науки она существенно изменилась. Существуют качественно различные уровни движения материи, при этом качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого.

Выделяются три основных группы движения материи:

1. В неорганической природе -пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей - электромагнитных, гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем;

2. В живой природе -обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т.д.

3.Общественные формы движения материи —многообразие проявлений деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существует единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и не сводимы к ним

Каждая форма движения материи имеет свою неповторимую специфику. Однако имеются общие закономерности, свойственные всем формам движения материи, они характеризуют связь и взаимодействие между ними. Эта связь проявляется прежде всего в том, что высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент. То есть закономерности, присущие низшим уровням организации материи (физическому по отношению к химическому, химическому по отношению к биологическому и т.п.), распространяются на высшие уровни, являясь необходимыми, но не выступая в качестве специфических.

В философском понимании категории «материя» противопоставляется категория «сознание». Сознанием называют способность человека к мышлению. Синонимами слова «сознание» в истории философии служили такие понятия как «идеальное», «дух», «всеобщая идея», «божественный разум», «объективный разум», «мировая воля», «внутренний мир», «осознанное бытие» и т.д.

Сознание как первооснова идеального мира стала впервые мыслиться в философии платонизма. Платон ввел в философию понятия «идеальное», «идеальный мир», которые противопос­тавлялись понятиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Платону, существует объективно, независи­мо от существования человека. В средние века получило распространение понимание созна­ния как идеальной первопричины мира, как Бога. Человек, по средневековому представлению, обладает лишь слабым отбле­ском божественного сознания. Начиная с эпохи Возрождения, сознание стало восприни­маться, в первую очередь, как атрибут человеческого бытия. Философией Нового времени был выделен ряд свойств соз­нания как такового[18].

Характерными признаками сознания явля­ются его внепространственность, вневременность, активность, способность к самопознанию. Сущностной характеристикой сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нём предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств. Идеальность – это системная характеристика всего человеческого общества в целом. Сознание не является физиологической функцией человеческого мозга, мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причём человек, включённый в систему общества. Объективные идеалисты, такие как Платон и Гегель, совершенно верно поняли «объективность сознания» - его «независимость» от индивидуального мышления. Но сам факт объективности сознания был истолкован в идеалистическом варианте: Платон связывал его с существованием особого «мира идей», а Гегель с мировым духом.

Сознание представляет собой одновременно и процесс отражения действительности, и продукт этого отражения – знание. Более того, понимание происходящего в окружающей действительности выступает прежде всего в виде знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагания,представляющего собой одно из качественных отличий сознания от других форм общения. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей- архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально». (К. Маркс)

Будучи отражением мира, сознание имеет творческий характер, активно воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания и его самосознания.

Итак, говоря о сознании, можно отметить следующие его характеристики:

1) это отражение действительности;

2) материальным субстратом сознания выступает человеческий мозг;

3) сознание реализуется в форме знаний;

4) оно характеризуется целеполаганием;

5) сознание не только отражает объективный мир, но и творит его;

6) оно является продуктом и предпосылкой специфически человеческой адаптации к окружающей среде.

Сознание вторично по отношению к материи.Появляясь на высшей стадии развития материи, и будучи неразрывно связанным с особым способом её организации, сознание не может существовать без неё.

Во всем многообразии различных философских школ и те­чений прослеживаются два основных, глубинных направления в развитии философской мысли: материализм и идеализм. Критерием их различия является решение ос­новного вопроса философии - вопроса о соотношении материи и сознания[19].

Объективным идеализмом называют течение, представители которого считают, что мир существует независимо от сознания человека. Первоосновой существования, по их мнению, являет­ся не сознание человека, а объективное, до человека и незави­симо от человека существующее сознание, так называемый «аб­солютный дух», «мировой разум», «Бог» и т.д.

Субъективным идеализмом называют течение, представите­ли которого считают, что мир существует в зависимости от че­ловеческого сознания. Субъективные идеалисты полагают, что мир - это лишь совокупность ощущений мыслящего субъекта, т.е. порождение нашего сознания. Последовательный субъекти­визм приводит к солипсизму (от лат. solus - один и ipse — сам) — течению, согласно которому реально существует только один человек, а мир и остальные люди существуют только в его соз­нании.

И материализм, и идеализм существуют со времен зарожде­ния философской мысли. Основной вопрос философии принци­пиально неразрешим, ответ на него недоказуем и принимается в качестве базисного постулата философских концепций.

Некоторые философы пытаются уйти от ответа на вопрос о первичности одной из двух основных форм бытия, этих фило­софов называют дуалистами(от лат. duo — два), т. к. они счита­ют равноправными оба начала бытия - и материальное и иде­альное. В противоположность дуализму позицию признания первичности одного из двух факторов материального или иде­ального называют философским монизмом (от греч. monos— один).

Большое распространение получило материалистическое определение сознания как субъективного образа объективно существующего мира. Созна­ние - это философская категория, означающая субъективную спо­собность человека отражать окружающий его мир. Сознание - это мир идей, ощущений, представлений, образов, однако сущест­вует этот мир внутри и в зависимости от существования человека.

Философия различает индивидуальное сознание (духовный мир одной личности) и общественное сознание (духовный мир общества в целом). Одной из наиболее актуальных проблем философского изучения феномена сознания является определение его структуры. В современной на­учной литературе выделяют три основных сферы сознания: по­знавательную, эмоциональную и ценностно-волевую.

Познавательная сфера сознания состоит из области чувст­венных процессов и области рационального мышления. К области чувственных, сенситивных (от лат. sensus- чувство, ощущение) процессов теория сознания относит ощущения, вос­приятия и представления, возникающие в результате воздейст­вия на органы внешних чувств человека. К области рациональ­ного (от лат. ratio - разум) мышления относят понятийное мыш­ление (мышление с помощью языка), образное мышление (во­ображение), внимание, память.

Эмоциональная сферасознания включает в себя все душев­ные переживания, внутренние чувства человека. Кратковремен­ные переживания называют эмоциями (от фр. emotion- волне­ние). К ним относятся, например, радость, страх, печаль, восхи­щение, страдание. Устойчивые, длительные переживания при­нято называть чувствами, или внутренними чувствами. К ним относят любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др.

Ценностно-волевая сфера сознания состоит из внутренних, целей человека и духовных усилий к достижению этих целей. В сознании человека формируются определенные нормы, жиз­ненные установки, ценности, идеалы, они выступают в виде целей,к которым стремится человек. Способность осуществ­лять свои желания, стремление к достижению целей называет­ся волей.

Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфер в структуре сознания иногда выделяют еще две области: область подсознания, в которое включают инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т.п., и область сверхсознания, к кото­рому относят интуицию, озарение, совесть. Еще одной важной стороной философского осмысления сознания является проблема источников духовного развития человека, или проблема источников сознания.

Под источниками сознания понимают те факторы, которые создают, видоизменяют, направляют процессы сознания. Важнейшим источником сознания является внешний мате­риальный мир, который оказывает основное влияние на раз­витие сознания. Вторым источником сознания считается социокультурная среда, в которой формируется сознание человека. Третий источник сознания - духовный опыт самого чело­века, его переживания, осмысления, внутренние усилия (внутрен­няя работа духа).

Сознаниеможно определить как специфически человеческий способ (форма) отражения, который обеспечивает особый, человеческий, способ адаптации к среде путем изменения не внутреннего строения человека, а окружающей среды. Новый способ адаптации потребовал формирования устойчивых общностей людей (существование стадной организации приматов - предков человека облегчало переход к групповому характеру человеческой деятельности), постоянной координации действий входящих в общность индивидов в процессе создания ими условий своего существования. Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.

Формирование языка внесло существенные изменения в отражательную деятельность человека. Он как бы оторвался от конкретной ситуации, сумел обнаружить повторяемость ситуации, мир перестал для него быть нагромождением единичных предметов и явлений. Язык позволил человеку перейти к широким обобщениям, что безусловно способствовало развитию качественно нового уровня отражения, т.е. сознания.

Сознание, будучи связанным с трудом и с возникшим на его основе обществом, является необходимой стороной социального уровня организации материи. Специфика здесь состоит в том, что носителями сознания выступают отдельные индивиды, но они-то, будучи в процессе своей деятельности связанными многочисленными отношениями друг с другом, и составляют общество.Поэтому наряду с индивидуальным сознанием правомерно говорить о групповом и общественном сознании.

 

Вопросы для самопроверки

( первый уровень понимания материала).

1. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»: что их объединяет и в чём их различие, какова взаимосвязь между ними?

2. Движение и развитие-это одно и то же или нет?

3. Что такое идеальное?