V. Заключение (5.14-21).
1. О силе молитвы; молитва за грешников (5.14-17).
2. Окончание: главные темы послания (5.17-21).
[Польсков] В двух первых посланиях нет указания на авторство, если не считать указания второго и третьего послания на то, что они написаны неким старцем «пресвитером» (это не указание иерархической степени, а скорее, слово, которое употреблялось в малоазийских церквях, о чем свидетельствуют Папий и Ириней Лионский, обозначает либо учеников Христовых, либо тех, кто знал учеников Христовых). В первом послании автор свидетельствует о себе, как об очевидце и о свидетеле жизни Господа Иисуса Христа.
Первое послание признают, цитируют очень рано. Относительно времени написания, можно косвенно судить, конец I века, возможно после Евангелия от Иоанна, потому что некоторые темы параллельны, и в послании получают развитие и продолжение. Написано было вероятно в Эфесе, так как в это время ап. Иоанн был предстоятелем этой церкви. Послание является окружным и написано для малоазийских церквей, которые были давно основаны и состояли из бывших язычников.
[Кассиан]. В целом послание не имеет четкой структуры, состоит из отдельных афоризмов, часто необычайной глубины, соединение которых представляет собою пример Иоанновской «цепи». Всякое деление 1Ин. на составные части условно. Послание отмечено несомненным развитием его основных мыслей, но провести в нем четкие грани представляется невозможным. Цель послания – общение читателей с Апостолом, который сам пребывает в общении с Отцом и Сыном.
Основные темы: Свидетельства о Боговоплощении. Мысль о христианской жизни, как пребывании во Христе. Условие богообщения есть хождение в свете, которое противополагается греху. В борьбе с грехом Апостол различает две стороны: очищение греха, уже совершенного, и избегание новых грехов. Цель достигается соблюдением заповедей Божиих, которые сосредоточены в любви.
Предостережением против мира. троякая похоть: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (ст. 16).
Присутствие антихристов, вышедших из среды верующих «помазанием от Святого» (ст. 20).
Послание содержит актуальную эсхатологию и футуральную, то, что еще только должно совершиться, конечная эсхатология. 1Ин.3: 2: «Возлюбленные, вы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будет, знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». С другой стороны, мы имеем актуальную эсхатологию: мы просвещены светом Божественной Любви, и мы уже имеем совершенное познание о Боге. В нас пребывает помазание и семя Божие.
Богословская мысль этого послания: противовес лжеучителям. Это учение о единении с Богом. Акцент учения о Боге на двух моментах. Во-первых, о связи Иисуса Христа с Богом. Иисус Христос истинный Сын Божий. Через исповедание Иисуса Христом Сыном Божиим, можно иметь общение с Самим Богом. Везде Бог являет себя миру. Отвергать Сына значит не иметь Отца, а исповедовать Сына, значит иметь общение с Отцом.
Троичное исповедание 1Ин.5:7: «Сей есть Иисус, прошедший не водою только, но водою и Кровию, Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть Истина. Ибо Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух, и Сии Три суть Едины». Это догматически сильное выражение триединства Бога, которое можно найти в Новом Завете.