Борьба с лжеучителями по 2 Петра.

[Кассиан]. Гл. 2 есть предостережение против лжеучителей. Сопоставляя их с лжепророками в прошлом, ап. Петр говорит о них, большей частью, в формах будущего времени. После общей их характеристики в 2:1-3, он ссылается на примеры древних, заимствуемые им из Ветхого Завета, и доказывает неизбежность их наказания (2:3-22). Как и в Евр., положение познавших Христа и снова плененных миром с его сквернами, считается особенно прискорбным (2:20-22). В Ветхом Завете ап. Петр останавливается на грехе ангелов (2:4 «Бог ангелов, согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания»: или плотское смешение по Быт.6:1, или уклонение от возложенного на них служения), на грехе допотопного мира (2:5) и на грехе Содома и Гоморры (2:6), которому противополагается праведность Лота и его избавление, поучительное для современников ап. Петра, как поучительно для них и наказание грешников. 2:10-16 посвящены характеристике тех грехов, о которых скорбит Апостол. Это похоть, дерзость, любостяжание, а, может быть, и осквернение агап. Апостол, по-видимому, думает о тех, которые обращают вечерю любви в греховное наслаждение. Как известно, Евхаристия составляла часть агапы. Обличая грешников, Петр ничего еще не говорит о их догматических заблуждениях. Он держится исключительно практической сферы. И в 2:17-19 он произносит оценку. Обличаемые им грешники впадают в небытие: такой смысл имеют образы 2:17(безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею). И свобода, которую они обещают своим последователям, есть призрачная свобода (ст. 19). Мысль Апостола – по всей вероятности, о гностическом либертинизме, основанном на пренебрежении к плоти.

[Польсков] 2Пет. параллельно с посланием Иуды, в учении о лжеучителях, которые пытаются соблазнять неустоявшихся христиан своим учением о познании Бога, их поведение соблазнительно, они будут наказаны. Но, апостол предупреждает, те, кто слушает это учение, уподобятся свинье, которая возвращается в свою лужу и псу, который возвращается на свою блевотину. «Если, избегнув скверны мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает хуже первого». Следование лжеучителям погибельно, «ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении, обещая им свободу, будучи сами рабы тления, ибо кто чем побежден, тот тому и раб». Они обещают свободу познания Бога, отвлеченного познания, восхождения к Богу, а сами дать не могут.

Свою эсхатологию Петр разворачивает для того, чтобы опровергнуть мысль лжеучителей, которые говорят, будучи наглыми ругателями, поступающими по собственным похотям: «где обетование пришествия, спрашивают они, ибо с тех пор, как стали умирать отцы, все от начала творения остается так же» (2Пет.3:4). В самом деле, ничто не меняется и лжеучителя начинают придумывать, что второе пришествие уже было, что Бог медлит со вторым пришествием. Господь не медлит, но не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию долготерпит, чтобы пришли к познанию истины и спаслись. Но то, что проречено, будет. Это предупреждение.

 

План Послания (1Ин.), время и место написания, адресаты Послания, основные темы, особенности.

1 Иоан.: