III. О втором пришествии Христа.

1. Предупреждения о «наглых ругателях» (3.1-7).

2. Время и обстоятельства Пришествия (3.8-10).

3. Наставления ввиду приближения суда Божия (3.11-18).

3.1. Новая земля и новое небо.

3.2. Обращение за подтверждением к посланиям апостола Павла.

[Польсков]Цель этого послания – двоякая. Акцент на необходимости познания Бога, апостол полемизирует со лжеучителями, которые неверно учат о целях христианской жизни. Первая цель – полемика с лжеучителями, знакомая по посланиям апостола Павла, об этом нет ни единого слова в первом послании. Вторая цель, которая заключена в III главе – подтверждение посланий, включение их в число писаний. В I главе, 14 стих, автор говорит о своей скорой кончине: Христос открыл, что он скоро должен оставить храмину земную. Это дает нам основание предполагать, что произошло это в Риме. О времени написания – ранняя граница конец 70-х годов. Западные же историки говорят, что это первая четверть второго века, потому что полемика с гностиками и протогностиками больше соответствует ситуации II века.

Послание состоит из трех глав, три главы имеют три отдела. Первая глава говорит о цели христианской жизни, подтверждается истинность такого учения, во второй главе мы видим полемику с лжеучителями, третья глава пророческая, в ней речь идет о будущем страшном Суде и о Павловых писаниях.

Особенности. 1 Петр. никто его не оспаривал, то второе имело долгую и трудную историю вхождения в канон, оно значительно отличается от первого, и по стилю, и по богословию, и по образам, и по отношению к Священному Писанию. С одной стороны пишет Петр (Шимеон), раб и апостол Иисуса Христа. В I главе речь идет о том, что автор послания присутствовал на Фаворе во время Преображения. Кажется, все ясно, пишет апостол Петр, автор послания. Но что-то смущало христианских авторов, начиная с III века. Стиль этих посланий разный. Во втором послании практически нет Ветхого Завета, а в первом пятая часть о том, как исполняется Ветхий Завет в жизни Церкви. Добродетель веры – к ней призывал апостол в первом послании. Во втором же послании главная тема – познание Бога. Кроме этого, иная эсхатология. В первом послании мы видели неоднократные указания на то, что время пришествия скоро, то во втором послании в III главе автор будет объяснять кажущуюся задержку пришествия Иисуса Христа. Это вовсе не медление, как некоторые считают, есть причина тому. Уже появились те, что говорят: все так же с тех времен, как начали умирать отцы. Складывается впечатление, что автор оправдывается, почему Христос не приходит. На основании этих мест толкователи считают, что послание написано вообще во II веке. Второе Петрово послание поздно вошло в канон Священного Писания, вместе с апокалипсисом. Его нет в каноне Муратори, его не комментирует Иоанн Златоуст, Ориген, цитируя, говорит, что многие не признают его каноничность. Еще в IV веке Евсевий Кесарийский относит его к разряду спорных посланий. На Востоке тоже были сомнения. Но именно Александрия сыграла важную роль, что это послание было принято. Благодаря признанию и принятию Александрийской Церковью, раньше чем в других церквях, это послание вошло в состав Нового Завета. У ранних авторов есть аллюзии на это послание.

[*] Место составления. В самом послании не указано. Но из 1;13-15, где говорится о близком оставлении храмины-тела, вытекает, что св. ап. Петр писал его в ожидании близкой смерти. Согласно свидетельству предания ап. Петр принял мученическую смерть в Риме. Следовательно, и второе послание Апостола, как и первое, было написано в Риме.

Адресат.Обращение послания имеет очень общую форму, и местонахождение его христианских читателей тоже не указано. Но в начале третий главы послание определяется как второе к тем же читателям. Поэтому адресаты послания те же малоазийские христиане, к которым отправлено и первое послание Апостола.

Предостережение против гностиков.Из заключения послания, где апостол Петр ссылается на Павла, его премудрость и послания, вытекает, что при составлении его автор имел туже цель, что и в первом случае – подтвердить учение уже умершего св. ап. Павла.

Но у ап. Петра была очередная забота: предостеречь христиан против гностических лжеучений и той нравственной опасности, которая с ними связана.

Авторство. В либеральной науке до сих пор исследователи отказываются признать авторство св. ап. Петра. Действительно, 2 Петр. во многом отличается от первого послания. Но трудность, отчасти, разрешается (а) сознанием новой заботы, которая лежала на апостоле, когда он писал повторное послание. И (б) еще древними было отмечено, что при составлении двух посланий Апостол мог пользоваться услугами разных секретарей. Скорее всего, в первом случае, послание было отредактировано Силуаном. Кто был редактором второго послания, мы не знаем.