Ап. Петр о Св. Писании (1 и 2 Петра).
[Польсков] Одной из ярчайших особенностей 1 Петр. является то, что боле 20% текста, 23 стиха из 105 – цитаты из Ветхого Завета. Автор цитирует для того, чтобы показать исполнение ветхозаветных пророчеств. Такую же логику мы видели в речи апостола и первомученика Стефана пред Синедрионом и апостола Павла в Антиохийской синагоге, когда вспоминались эпизоды из истории Израиля, чтобы привести к мысли, что исполнился закон во Христе.
Апостол объясняет в цитатах из Ветхого Завета, почему их так много, зачем они нужны. Он говорит, что в писателях, пророках, которые оставили нам свои писания, действовал Дух Христов. Апостол Павел называл Дух Святых Духом Христовым, и, в силу богодухновенности писаний, которые пророки оставили, они Христоцентричны. Дух, действовавший в них, Дух Христов, указывал на Христовы страдания и последующую за ним славу. Христос говорит: «исследуйте писания, они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5). Итак, писание христоцентрично, то, что пророчествовали древние пророки, было пророчеством о Христе.
Дух внушал пророкам написать о Христе, но, говорит апостол Петр, те, кто писали, не понимали в полноте и глубине того, что писали, им открыто было, что не им самим, а нам служило, для нас «что ныне проповедано вам, благовествовавшим Духом Святым» (1 Пет. 1:12). Ныне апостолы, благовествовавшие Духом Святым апостолы, открыли то, что написали пророки, и в это желают проникнуть ангелы с небес: «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовашими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (1 Пет. 1:11). Лик Христов открыт нам Духом Святым. Апостол покажет – Ветхий Завет христоцентричен.
В 2 Петр. 1, 19-21 стихе есть параллель тому, что мы читали в первом послании, о Богодухновенности Священного Писания: «мы имеем вернейшее пророческое слово… зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Дух Христов вдохновлял их, они движимы Духом Святым. Апостол Павел скажет: «все писание Богодухновенно, полезно для научения» (2 Тим. 3:16).
Вторую главу надо разбирать в параллель с посланием Иуды, о лжеучителях, которые пытаются соблазнять неустоявшихся христиан своим учением о познании Бога, их поведение соблазнительно, они будут наказаны. Но, апостол предупреждает, те, кто слушает это учение, уподобятся свинье, которая возвращается в свою лужу и псу, который возвращается на свою блевотину. «Если, избегнув скверны мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает хуже первого». Следование лжеучителям погибельно, «ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении, обещая им свободу, будучи сами рабы тления, ибо кто чем побежден, тот тому и раб». Они обещают свободу познания Бога, отвлеченного познания, восхождения к Богу, а сами дать не могут. В послании Иуды будут к этому дополнительные черты. Глава III апокалипсис Петров. У апостола Павла, когда он говорил о конце мира, акцент был на победе над смертью, на воскресении, преображении сил, о том, что в последние времени люди будут развратны. У Петра же все традиционно: все, как написано: небеса с шумом прейдут, стихии, разгоревшись, разрушатся, земля, и все дела, которые на ней, сгорят. Воспламенятся небеса, разрушатся стихии.
Он говорит об этом чтобы опровергнуть мысль лжеучителей, которые говорят, будучи наглыми ругателями, поступающими по собственным похотям: где обетование пришествия, спрашивают они, ибо с тех пор, как стали умирать отцы, все от начала творения остается так же. В самом деле, ничто не меняется и лжеучителя начинают придумывать, что второе пришествие уже было, что Бог медлит со вторым пришествием. Господь не медлит, но не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию долготерпит, чтобы пришли к познанию истины и спаслись. Но то, что проречено, будет. Это предупреждение.
Последние стихи 2 Петр. – подтверждение каноничности и богодухновенности Павловых писаний. «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, писал вам» (2 Пет. 3:15). Не только Петр об этом пишет, но и Павел. Петр ссылается на Павла как на авторитет. Он говорит также о посланиях, в которых есть «нечто неудобовразумительное». «Что невежды и неутвержденные к собственной погибели превращают, искажают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:16). Кажется, апостол Петр отождествляет писания (это технический термин для евреев) с посланиями апостола Павла. Как Писания, так и послания апостола Павла, то что искажают еретики. «Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2 Пет. 3:17) – апостол Петр предупреждает о такой опасности. Ссылаются иногда, на пастырские послания, что хочет всем спастися и в разум истины придти, либо на предупреждение в послании к Тимофею, где говорится, что появились еретики, которые говорят, что воскресение уже было.