Всеобщее священство верных (1 Петр.). О сошествии Господа во ад.
1Пет. написано апостолом Петром и адресовано Малоазийским христианам Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. Галатийская община была организована ап. Павлом, кто был основателем остальных общин неизвестно. Но даже из самого текста послания можно сделать вывод, что они во многом состояли из обращенных язычников, причем, пребывающих в гонимом от язычников состоянии и оставшихся без водительства ап. Павла, который, видимо к моменту написания послания если и был еще жив, то пребывал в узах.
Ап. Петр пишет, чтобы утешить и подбодрить адресатов в их стоянии в вере и благочестии перед лицом гонителей и подтвердить Павлово учение.
Страдания здесь, на земле, уготовляют богатство в вечной жизни и делают христиан причастниками чаши Христовых страданий, а затем и славы Его. Об этом провозвещено еще в Ветхом Завете. Христиане должны быть святы в подражание Христу, как посвященные Богу.
Христианская жизнь должна быть служением Богу. Сие служение ап. Петр называет святым, а затем царственным священством. Священник должен приносить жертвы. К принесению духовных жертв призывается христианин. Эти жертвы – борьба со страстями и похотями, исполнение заповедей Божиих, чем содеваются «живые камни» (2:5), из которых складывается дом Божий – Церковь Христова (Образ этот близкий к образам послания к Ефесянам), основанием которой, драгоценным камнем, «отвергнутым человеками, но Богом избранным», ап. Петр называет Христа, приводя Ветхозаветные пророчества из Ис. и Пс. (2,4-10).
Священство не может быть восхищено самим человеком. На священство он призывается Самим Богом. И апостол пишет, что христиане – «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел…» (2,9).
Еще одной обязанностью священника является проповедь слова Божия. И христиане, как священники, призваны «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (2,9). И требуемая от христиан святость в сочетании с добрыми делами, увиденная язычниками, должна послужить к тому, чтобы последние «прославили Бога в день посещения» (2:12).
Как Христос является Царем и Священником, так и христиане именуются царственным священством. Причем, в Апок. говорится о царствовании верующих в будущей жизни (Откр. 5.10, 20.6), а также о царстве и священстве как данности уже здесь, на этой земле (Откр. 1.6).
Конечно, говоря о всеобщем священстве христиан как «роде избранном, царственном священстве», апостол не имеет в виду какого бы то ни было упразднения священства иерархического. Напротив, в последней, 5-й, главе послания он обращается к пастырям церквей-адресатов, умоляя пасти Божие стадо усердно, обещая добросовестным «неувядающий венец славы» (5:4) от Самого Пастыреначальника по Втором Пришествии Его.
[Польсков] Мы тоже говорим о всеобщем священстве верных, но протестанты понимают его как способность каждого священнодействовать, каждый в силу своего крещения. Как нам понять этот текст? Царственным священством – говорят протестанты – называет христиан не только апостол Петр, но и апостол Иоанн в Апокалипсисе (I, 5; V,10). Как ответить на эти возражения? Недаром апостол Петр посвятил три стиха объяснению методологии прочтения Ветхого Завета. Он сказал, что Ветхий Завет исполняется в жизни Церкви. Здесь речь идет об аллюзии на Ветхозаветные тексты, на 2 текста по преимуществу, Исход и Исаия. По поручению Бога Моисей говорит народу, «что если пребудете верными, то соделаю вас народом царей и священников». У Исаии сказано, что если народ пребудет верным завету, то он будет «избранным уделом Божиим».
Апостол Павел говорит, то, что было проповедано тогда, должно реализоваться сейчас, зная, что Израиль призван быть народом священников, каждый первенец посвящался Богу, но, вследствие невозможности исполнения заповеди, появилась возможность выкупа первенца, и, было поставлено особое колено священства. С другой стороны, мы видим, что Бог обращается не к Моисею, Аарону и Самуилу, а к народу: если вы все пребудете… И вот апостол говорит, то что было проповедано Израилю, теперь должно исполниться в жизни Церкви. «Некогда не народ, а ныне народ Божий». Это не исполнилось в Ветхом Завете, Израиль не смог понести то, к чему был призван «некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованные, а ныне помилованные». Церковь должна стать народом царей и священников, но не экуменическим собранием 5 миллионов царей и священников, а как единое целое, организм живой, который должен священнодействовать. Главное предназначение священства – принесение жертвы и ходатайство, прежде всего, во всех религиях. Церковь, как род избранный, призвана к ходатайству. Об этом апостол Петр говорит в первой главе, Церковь как храм Божий должна стать домом духовным, священством святым, чтобы приносить жертвы благоприятные Богу. Церковь призвана весь мир принести Богу в жертву благоуханную. Это призвание должно исполниться.
Такое служение обязывает Церковь к особой чистоте и особому состоянию бодрствования и добродетели. Это первый момент – исполнение пророчества. Каждый христианин в силу крещения становится царем, пророком и священником Бога Вышняго. Это тройственное служение реализуется в Церкви, через единства.
[*] Апостол, призывая стойко переносить незаслуженные страдания при благочестивой жизни, приводит в пример добровольное страдание безгрешного Христа за наши грехи и говорится о сошествии Христа во ад, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом», с целью проповеди допотопному человечеству (3.18-21) и вообще всем мертвым (4,6) покаяние и спасение. Апостол акцентирует внимание на потопе, чтобы провести яркую параллель со спасением христиан крещением, спасающим нас воскресением Христовым.
[Польсков] Самое сложное место – отрывок о схождении во ад. «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые. Потому что и Христос чтобы привести нас к Богу, пострадал, был умерщвлен по плоти, но ожил Духом, Которым Он находящимся в темнице, сойдя, проповедовал. Некогда непокорным, ожидавшим гнев Божий во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, 8 душ спаслись. Так и нас, ныне подобных сему образу крещения плотской нечистоты омытия, но обещанием Богу доброй совести, спасаемы воскресением Иисуса Христа, Который, взойдя на небо, пребывает одесную Бога, Которому покорились ангелы и власти и силы. Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь той же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить» (3:18-22 – 4, 1). Кольцевая композиция – заканчивается темой страданий Христа. Это единственное место, где прямо говорится о сошествии Христа во ад. В послании к Римлянам и к Ефесянам есть косвенные упоминания – Кто восшел на небеса, прежде сошел в преисподние земли.
На протяжении 5-6 стихов апостол Петр переплетает между собою три темы: тема страданий, которая начинает и заканчивает, тема схождения во ад и проповеди Христа во аде. С 20 стиха возникает тема Ноева ковчега, которую предваряет тема крещения. Казалось бы, это три различных темы, но апостол увязывает их воедино. «Находящимся в темнице Духом сойдя, проповедовал» («темница» – перевод еврейского «шеол», это не место мучений, а место пребывания душ всех людей до момента сошествия Христа во ад).
Тема страданий вводит тему сошествия во ад, потому что Христос сошел во ад через страдания. Страдания оказались для Христа средством продолжения проповеди, на сей раз уже в темнице. То, что само по себе ужасно – страдание Христово, открыло возможность проповеди среди духов. Интересно, что Он ожил Духом, Которым, сойдя, сущим в темнице благовествовал. Кажется, что апостол Петр утверждает, что человеческая душа Христова сошла во ад в Духе Святом. Когда душа человеческая отделилась от человеческого тела, Божество было соединено и с телом, поэтому оно не видело истления, и с человеческой душой, которая в Духе Святом сошла во ад и проповедовала там. Страдания – средство схождения во ад. Цель же схождения во ад – проповедь во аде. Книга игумена Иллариона (Алфеева) «Христос – победитель ада» – в ней свидетельство церковных авторов, богослужебных текстов, Предания Церковного о том, кому проповедовал Христос во аде и каков был эффект этой проповеди. Если читать только 3 главу, кажется, что Христос проповедовал только допотопному человечеству – возникает образ Ноя и его ковчега. Но в IV главе, 6 стих сказано о всех. Две мысли – эффект проповеди Христа во аде. Мы сейчас чаще говорим, что Христос извел из ада уверовавших в Него праведников, или тех, кто ждал пришествия Христова. Епископ Илларион выделяет 4 точки зрения, засвидетельствованные святоотеческими мыслями, о том, что Христос опустошил ад. Ад остался пуст. Следующая тема – проповедь о Крещении. Проповедь во аде была спасительна для тех, кто там находился, так же как для нас спасительно Крещение. Это некий параллелизм – действие Христа во аде, для тех, кто не мог креститься и наше крещение. Страдание – схождение во ад, проповедь спасительная для духов, крещение – спасительное для нас. Тема прославления – очень близкая к Павловой, некая параллель с посланием к Колоссянам: взойдя на небо, пребывает одесную Бога, которому покорились ангелы и власти и силы. В послании же к Колоссянам Он сказал, что подверг их позору и поруганию – более резко. «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и мы должны жить с тою же мыслию, это пример для нас. Страдающий плотью перестает грешить. Что бы остальное время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо достаточно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой. Потому они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве и злословят вас» (1 Пет. 4:1-4).Вместе с апостолом Павлом апостол Петр говорит об активности греха. В послании к Римлянам говорится о том, что грешащие не только сами грешат, но и делающих одобряют. Здесь апостол говорит, что тех, кто не делает греха, не просто не оставляют в покое, но и злословят и гонят. Они дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве и злословят вас – говорит апостол. Но они дадут власть Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Это традиционная для апостольского восприятия напряженность эсхатологических ожиданий и уверенность в скором втором пришествии Христа. «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, для того, чтобы они, подвергшись суду, по человеку плотию, жили по Богу духом» (4, 6). Ряд толкователей считает, что мертвые по духу надо понимать иносказательно, как непросвещенные светом истинной веры, те, кто грешат и мертвы по духу. А те, кто уверовал, духом ожили. Страдания, которым подвергаются не участвующие в делах греховных, нужны для того, чтобы жить по Богу духом. «Впрочем, близок конец всему». Дни действительно последние, говорит апостол. В конце IV главы апостол Петр приводит некоторые высказывания о конце света, которые во втором послании будут развиты в целый апокалипсис Петров. «Возлюбленные, огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь как приключения для вас странного, но, как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь в появлении славы, возрадуетесь и восторжествуете» (4:12-13). Что имеет в виду апостол Петр, будущее ли огненное прещение, о котором будет идти речь во втором послании, когда стихии сгорят и звезды упадут, или он имеет в виду волну Нероновых гонений и страдания римских христиан, сожигаемых. Главное, что апостол ободряет, страдания ваши не напрасны, вы участвуете в Христовых страданиях – это тоже Павлова мысль.