Исключительное значение бесовских сил (демонология (2:15)).

Колосская ересь придавала исключительное значение бе­совским силам. В послании не­однократно говорится о начальствах и властях, которыми Па­вел обозначает в данном случае демонические силы. Христос, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжест­вовав над ними Собою» (Кол. 2:15).

В представлении древних воздух кишел бесами. Каждая природная сила – ветер, гром, молния, дождь – имела свое демоническое начало. Каждое дерево, каждая река, каждое озеро имели своего бе­са. Эти бесы преграждали доступ к Богу, т.к. боль­шинство их враждовали с человеком. Колосские лжеучители проповедовали, что для победы над бесовской силой им недостаточно силы Христа, веры в Его заступление.

Ангелология (2:18).

Помимо бесов и демонов колосские еретики апеллировали к Ангелам как посредникам между Богом и людьми. «Никто да не обольща­ет вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол. 2:18). Таким образом, вера в Ангелов вытесняла, замещала веру во Христа (служение – греч. «фриския» – богопочитание).

Теософический элемент (теософия (2:8)).

Еретики увлекали людей философией и оболь­щением. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Обольщение (греч.: «апати» – «хитрость», «обман»). Еретики предлагали простоту евангельско­го благовестия дополнить более искусно разработан­ным и разветвленным знанием (гносисом).

Соблюдение особых дней и праздников, новомесячий и суббот (обрядоверие (2:16,21))

Колосские еретики настаивали на соблюдении особых дней и праздников, новомесячий и суббот. «Итак ни­кто да не осуждает вас... за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу...» (Кол. 2:16).

В колосской ереси был и аскетический элемент. Лжеучители устанавливали законы о пище и питье. «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие...» (Кол. 2:16). Правилом лжеучителей было: «не при­касайся, не вкушай, не дотрагивайся» (Кол. 2:21). Колосская ересь намеревалась ограничить христи­анскую свободу соблюдением различных законнических обрядов.