Разрешение этических дилемм социальными работниками

Только в последнее время социальные работники начали анализировать способы, которые используются при решении этических дилемм, встречающихся в их профессии. Хотя дискуссии о ценностях и этике происходили и раньше, но систематические исследования этических конфликтов социальных работников являются относительно новым явлением, возникшим в середине 70-х годов.

Рост интереса к принятию решений по этическим проблемам отмечается и в других профессиях. Практики и теоретики во многих областях стали интересоваться исследованием способов, с помощью которых принципы этики и этической теории, выведенные в основном из философских дисциплин и иногда из теологии, могут быть применены к решению этических дилемм в данной профессии. Многие из работ в этой сфере посвящены двум основным вопросам: каковы этические обязательства профессиональных работников в отношении клиентов (или пациентов), коллег, работодателей, самой профессии и в целом общества и на какие критерии или ориентиры могут опираться профессиональные работники, когда их этические обязательства и ответственность вступают в противоречие.

Хотя профессиональные работники стремятся найти ответ в соответствующих этических кодексах, большинство из них знает, что способность любого кодекса этики дать полный и детальный ответ ограниченна. Этические кодексы по необходимости составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции, поэтому профессиональные работники часто не находят в них ответа на вопрос, возникший на практике при решении этической дилеммы. Кроме того, как отмечено выше, кодекс этики, как правило, содержит принципы, которые в некоторых случаях могут быть противоречивыми.

За прошедшие столетия философы разработали множество теорий и принципов относительно правильного и неправильного, природы обязанностей и обязательств, справедливости и т. д. Они уделили значительное внимание теориям нормативной этики и теориям, предназначенным дать руководство для принятия решений в этически сложных ситуациях. Хотя сами философы не полностью единодушны в том, каким образом отличить морально правильные и неправильные деиствия, есть основные школы мысли, которые могут помочь разрешению этических дилемм. Например, одна школа мысли, известная как деонтологическая, провозглашает, что определенные действия правильны или неправильны по природе (т. е. предполагается принцип жесткой детерминации).

Сторонники этой точки зрения утверждают, например, что по природе неправильно обманывать клиента и, следовательно, не существует обстоятельств, которые могут оправдать такой обман. Или они могут доказывать, что социальные работники обязаны сохранять информацию, сообщенную клиентами, конфиденциальной независимо от оправдывающих обстоятельств.

Сопоставительная школа мысли провозглашает, что действия не являются по природе правильными или неправильными, правота действий определяется их последствиями. Эта, так называемая, утилитарная точка зрения выделяет результат действий и поддерживает действия, которые в конечном итоге обеспечивают наибольшее совокупное добро. Таким образом, сторонники утилитарной точки зрения могут оправдывать некоторые формы обмана или нарушения конфиденциальности, если добро, которое будет, вероятно, результатом действия, перевесит причиненный вред.

Достоинства и недостатки этих точек зрения бурно обсуждались философами и профессиональными работниками. Критики деонтологической позиции доказывали, что в чрезвычайном случае может возникнуть необходимость нарушить правила и принципы, например при попытке защитить клиента или третье лицо от серьезного ущерба. Поступить иначе, доказывали они, будет аморально и непрофессионально. С другой стороны, сторонников утилитарной точки зрения критиковали за непрактичность и трудность определения и взвешивания вредных и желательных последствий. Возможно, наиболее серьезным критическим замечанием по адресу утилитаризма является то, что он может быть использован, чтобы оправдать поступки, нарушающие права немногих, во имя большего совокупного добра.

Поделиться…

Социальная работа за рубежом - Список литературы

Список литературы

1. Энциклопедия социальной работы. М.: ЦОЦ, 1993. Т. 1.

2. Энциклопедия социальной работы. М.: ЦОЦ, 1994. Т. 3.

3. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д. Пав-ленок. М.: ИНФРА-М, 1997.

4. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холо-стовой. М.: ЮРИСТЪ, 1998.

5. Словарь-справочник по социальной работе: Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ЮРИСТЪ, 1997.

6. Справочное пособие по социальной работе: Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М.: ЮРИСТЪ, 1997.

7. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992.

8. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.

9. Бюллетень научной информации. М.: Изд-во РГСИ, 1992—1993.

 

10. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. М.: ГАС-БУ, 1996. ¹ 1—5.

11. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению / Пер. со швед. М., 1994.

12. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. М.: ГАСБУ, 1994.

13. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы I Международной конференции / Под ред. П.Д. Павленко. М.: ГАСБУ, 1994.

14. Саппс M., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. М.: Ин--т социальной работы, 1994.

15. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992.

16. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. М., 1992.

17. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Сост. А.М. Панов. М., 1994.

18. Теория н методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: Союз, 1994. Ч. 2.

19. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие / Под ред. проф. С.И. Григорьева. М., Наука, 1994.

20. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1991.

21. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Л., 1992.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

23. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М., 1991.

24. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993. Т. 1—2.

25. Григорьев С.И. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

26. Сведнер Х. Об организации социальной работы в системе обучения социологов в Швеции // Социальная работа: Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М., 1992.

 

27. Фрейд 3. Я и оно. Л., 1924.

28. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925.

29. Юнг К. Психологические типы. М., 1924.

30. Григорьев С.И. Социальная работа в России в 90-е годы: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жиз-

ненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., !992. Ч. 1—2.

31. Дриш Г. Витализм, его история и система. М., 1975.

32. Дриш Г. Витализм: Философская энциклопедия. М., 1960.