Благотворительность как предпосылка институционализации социальной работы 1.2.1. Религиозная доктрина благотворительности
Оказание помощи бедным имеет давнюю историю. Содержащиеся в ней идеи и ценности влияют на процессы социального обеспечения и сегодня. Согласно религиозной доктрине, которой придерживаются различные традиции, и богатые, и бедные в равной степени должны отдавать другим то, что они могут, побуждаемые любовью, а не страхом.
Долг милосердия — фундаментальный принцип всех иудео-христианских религий. Его истоки можно обнаружить в Ветхом Завете. Бог призывал к справедливости в отношении бедных — им следует воздать то, чего они лишены, — и к состраданию к ним — сочувствие должно дать им облегчение. В последующих учениях Христа и его учеников проявление милосердия стало выражением бескорыстия, которое рассматривалось в качестве характерной черты человеческого братства перед Богом. Независимо от того, ограничивалась ли благотворительная деятельность рамками определенных сект или распространялась на весь мир в целом, добродетель милосердия стала краеугольным камнем иудейской и христианской религии.
Эти ценности давали западному человеку возможность обосновать и организовать свои человеческие импульсы и даже порождали благие порывы. Конечно, один из корней социальной работы в США следует искать именно здесь. На чем бы ни базировалась социальная работа (на религиозных убеждениях или на принципах гуманизма), основная ее цель — оказание помощи тем, кто в ней нуждается, — уходит своими корнями в иудеохристианские заповеди. Если говорить более конкретно, большинство современных форм социальной работы имеет в основном религиозное начало: в церковной программе, во вдохновленном церковью социальном движении или в индивидуальных проявлениях христианского и иудейского духовенства мирян, которые следуют зову своей совести.
Одним из первых и результативных деятелей в области социальной работы для бедных был священник-униат Джозеф Так-керман. Его попытки улучшить условия жизни бедняков Бостона были предприняты в начале XIX в. по его же собственным проектам и в конечном итоге путем организации некоего Общества милосердия более чем на полвека определили направление американской социальной работы. Ее будущее развитие в форме движения Общества благотворительных организаций было инициировано другим священнослужителем — Стивеном Хамфрисом Гер-тином. Это движение, в свою очередь, способствовало появлению Общественного совета социальной защиты и агентства по проблемам семьи.
Если принять во внимание эти исторические факты и учесть при этом, что значительный объем мероприятий по линии государственных и внеконфессиональных структур социального обеспечения за последнее столетие проводился людьми, действующими по религиозным мотивам, можно сделать вывод, что христианская церковь является «матерью социальной работы». В значительной степени последующее развитие добровольческого сектора в системе социального обеспечения США можно проследить по двум основным направлениям:
- сохранение или развитие религиозных форм организации (в некоторых областях);
- освобождение от религиозного влияния (секуляризации) организаций и программ, созданных под покровительством священнослужителей или стимулированных религиозными мотивами.