Выводы и проблемы

В отечественной логопедии сложилась концепция дис­лалии как такого вида нарушений звукопроизношения, который не обусловлен органическими нарушениями цен­трального порядка.

В концепции дислалии функционально обусловленные нарушения произношения и органически обусловленные нарушения (при анатомических аномалиях органов ар­тикуляции) разделены на самостоятельные формы дис­лалии. Из состава дислалии выделена в отдельную форму ринолалия. Для современной логопедии продолжает оставаться актуальным поиск методически оправданных путей выработки правильного звукопроизношения.

Контрольные вопросы и задания

1. Сравните определения дислалии в работах М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой, К. П. Бекке-ра и М. Совака. Установите их сходства и различия.

2. Назовите основные формы дислалии, укажите кри­терии их выделения.

3. Назовите основные виды нарушений отдельных зву­ков.

4. Опишите артикуляцию звука (по выбору).

5. Опишите дефекты произношения звука (по выбору).

6. При посещении специального учреждения уточните состояние звукопроизношения у детей, определите вы­явленные нарушения.

7. Присутствуя на логопедическом занятии, отметьте приемы и пособия, используемые для устранения де­фектов звукопроизношения.

Литература

1.Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонети­ка. — М., 1976.

2.Панов М. В. Русская фонетика. — М., 1967.

3.Правдива О. В. Логопедия. — 2-е изд. — М., 1973.

4. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произноше­ния фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.

5.Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ля­пидевского. — М., 1969.

6. Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. — М.,1971.

7. Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959.

8.Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Се­ливерстова. — М., 1997. — Ч. I. — С. 8—119.