Дислалия: общая характеристика, классификация, причины.

 

Механическая (органическая) дислалия, может быть в любом возрасте, возникает вследствие отклонений в строении периферического речевого аппарата (челюсть, небо, язык, губы).

1. Нарушение зубного ряда – отсутствие зубов, искривление роста зубов, формирование неправильного прикуса (прогения – челюсть вперед, определяет ортодонт; прогнотия – челюсть назад). Открытый прикус – образование большой щели между верхними и нижними передними зубами. Боковой прикус – щель между боковыми зубами.

2.Укороченная уздечка ( губно-зубные (между губами и зубами, подъязычная). Подрезание уздечки рекомендуется в процессе коррекции.

С первого дня массаж ( натягивание языка «Д»).

3. Проблема строения языка: либо слишком толстый, либо маленький, узкий.

4. Неправильное строение неба – узкое, готическое небо.

5. Губы – большие, пухлые.

Акустико-фонематическая. В основе несформированность фонематического слуха. Ребенок не распознает тот или иной акустический признак сложного звука в котором одна фонема противопоставлена другой (кора вместо гора). Несформированность операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. Но содержательную форму фонемы ребенок понимает.

Артикуляторно-фонетическая. Несформированность операции отбора фонем по артикуляторным параметрам (гора – тара). Изменяется местоположение языка. Отсюда несформированность артикуляционной базы. Замена простейших звуков всегда говорит что фонематический слух не сормирован. Это всегда приводит к смешению звуков по моторному признаку .

Артикуляторно-фонематическая. Нарушения звукового оформления речи, обусловленными неправильно сформировавшимися артикуляционными позициями. Характерно искажение звуков. Фонемы родного языка произносятся в непривычных вариантах (аллафоны) и чаще всего неправильный звук ближе по своему акустическому.

Дислалия(от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.

Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии.

В отечественной логопедии начала XX в. в 30—50-е годы М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения).

В начале 50-х годов А. М. Смирнова на основе большого клинического материала публикует классификацию дефектов произношения, которая заметно отличается от классификации, предложенной М. Е. Хватцевым.

В это же время О. В. Правдина дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она в отличие от М. Е. Хватцева выделила только две формы: функциональная и механическая, в состав последней была включена и ринолалия.

В дальнейшем в 60-е годы, в работах С. С. Ляпидевского и О. В. Правдивой прослеживается тенденция к делениюпроизносительных дефектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычие». В дальнейшем деление дислалии на функциональную и механическую стало разделяться большинством авторов.

В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические.

Описания, в основу которых положены психологические и лингвистические критерии, в понятие дислалии включают то разные ее формы и виды, то фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения (например, в работах Р. Е. Левиной).

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25—30% детей дошкольного возраста (5—6 лет), у 17—20% детей школьного возраста (I— II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.