Блок программирования и контроля

- серийная организация движений и действий, динамический праксис, реципрокная координация. Программирование и контроль произвольных действий, реакция выбора, а также другие комплексные пробы (гностиечские и мнестические), которые требуют предварительной ориентировки, произвольного внимания и контроля.

2. Блок приема, переработки и хранения информации

- обработка кинестетической информации, праксис позы пальцев рук, оральный праксис;

- обработка слуховой информации, ритмы, понимание слов, похожих по звучанию, по значению, слуховая вербальная память;

- обработка полимодальной информации, пробы Хэда, конструктивный праксис, зрительно-пространственная память, понимание предложений, письмо.

3.Блок регуляции тонуса

Его состояние оценивалось во время предъявления всех проб батареи, при этом принимаются во внимание колебания внимания, истощение, микро- и макрография.

Все эти пробы направлены на исследование динамического праксиса, реципрокной координации движений, выявление признаков скрытого левшества, ритмического чувства, межанализаторных связей: слухо-моторных, слухо-зрительных координаций.

Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движения испытуемых. Критериями оценки являются: общая подвижность, устойчивость - неустойчивость походки, координация движений, скорость, плавность, переключаемость, ритмичность. Тесты на выполнение предметных действий выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная словесная инструкция и демонстрируется нужное положение или действия рук.

Праксис позы кисти руки - исследование направлено на изучение кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.

Динамический праксис - исследуется динамическая организация движений, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое. Это составляющая движения обеспечивается задне- лобными отделами коры левого полушария головного мозга. Динамическую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы головного мозга, которые обеспечивают совместную работу обоих полушарий. Для исследования состояния этих зон головного мозга используется тест на реципрокную координацию движений.

Пространственный праксис - его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушенности) пространственной и сомато - пространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве. Эта составляющая двигательного акта обеспечивается работой теменных и теменно - затылочных зон коры головного мозга и совместной деятельностью пространственного, вестибулярного анализаторов. Исследование сохранности этого вида праксиса является очень важным, так как сохранность третичной зоны ТРО необходима для формирования и реализации целого ряда важнейших ВПФ.

Конструктивный праксис - изучение направлено на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий.

Оральный праксис - изучение направлено на исследование сформированности движений артикуляционного аппарата.

Символический праксис - исследуется непроизвольный семантический уровень действий и действий ритуальных. А также исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора.

Наиболее сложный вид движений (действий) представляет собой движения по типу реакции выбора по речевой инструкции. Эти пробы направлены на исследование наиболее высоких уровней организации произвольных действий, регулирующей роли речи в двигательной системе.

5.2.1.Исследование динамического праксиса:

а. смена 3-х положений кисти. Испытуемому предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной ребром и ладони, ударяющей по столу плашмя. Задание выполняется правой и левой руками.

б. исследование реципрокной координации. Испытуемому предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую руку.

5.2.2.Исследование пространственного праксиса:

Данное обследование включает в себя пробы Хэда:

а. Одноручные:

- кисть руки к подбородку, пальцами касаясь его.

- Кисть руки к подбородку, пальцами наружу.

б. Двуручные:

- кисть руки накладывается тыльной стороной на тыльную сторону руки.

- к вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки. Поочередная смена рук.

5.2.3.Исследование конструктивного праксиса осуществляется с помощью тестов на исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства:

- копирование фигур, в том же пространственном расположении,

- копирование геометрических фигур, пространственно ориентированных.

5.2.4.Исследование праксиса позы руки.

Обследуемый должен запомнить серии поз пальцев руки в отсутствии зрительного контроля с последующим воспроизведением каждой позы противоположной рукой.

а) позы запоминаются и воспроизводятся на правой руке: вытянуты 2 и 3 пальцы, остальные сжаты; 1 и 2 пальцы в кольце, а 3,4,5, пальцы вытянуты; 1,3,4, пальцы в кольце, вытянуты 2 и 5 пальцы.

б) позы запоминаются и воспроизводятся на левой руке: 1,2, пальцы в кольце, остальные вытянуты; 2 и 5 пальцы вытянуты, остальные сжаты; 3,4,5, пальцы вытянуты; 2,3 пальцы вытянуты - 1,4, в кольце.

в) перенос позы с правой руки на левую руку.

г) перенос позы с левой руки на правую руку.

Перед обследуемым ставятся две задачи. Первая состоит в запоминании и воспроизведении положений пальцев руки, в которое их ставит обследующий. Вторая задача после выполнения первой заключается в воспроизведении той же позы " по памяти" на другой руке. Набор включает в себя пять положений пальцев руки: 2 и 3 пальцы выставляются вперед, остальные прижаты к ладони; пальцы выпрямлены, 1 и 2 соединены в кольцо; 3,4,5, пальцы выпрямлены 1 и 2 прижаты к ладони; пальцы выпрямлены, 1 и 4 в кольцо; 2 и 5 пальцы выставляются вперед, остальные прижаты к ладони. Тестирование проводится в отсутствии зрительного контроля. Экспериментатор ставит пальцы испытуемого в заданное положение, затем расправляет их и просит повторить положение пальцев той же рукой. После воспроизведения позы пальцы распрямляют и просят выполнить задание противоположной рукой.

Субтест №1 состоит в запоминании положений пальцев на правой руке с переносом на левую руку.

Субтест № 2 включает в себя запоминание позы, установленной на левой руке и ее перенос на правую руку.

Фиксируется количество правильно воспроизведенных поз каждой рукой в условиях " прямого" припоминания и при переносе на другую руку. Протоколируется ошибочное припоминание.

5.2.5. Исследование психомоторного профиля построено на основе тестирования из 16 проб.

1. Выявление признаков скрытого левшества, построено на основе 4 проб:

Проба № 1. Определение ведущего глаза. Для этого используется проба "дырочка в карте".

Проба № 2. Определение ведущего уха. Для этого используется проба "разговор по телефону".

Проба № 3. Определение ведущего пальца при переплетении пальцев кистей рук.

Проба № 4. Определение ведущей руки при перекресте рук на груди.

При анализе результатов проб на скрытое левшество учитывается только преобладание левого или правого глаза, уха, пальца, руки.

2. Определение ведущей руки.

Для решения данной задачи используется сенсибилизированный опросник для детей, разработанный НИИ гигиены детей и подростков, известный под названием теста Аннет - Чуприкова, состоящего из 12 проб (А.П. Чуприков, 1987)(текст Опросника Аннет – Чуприкова см. в приложении).

Обработка данного теста проводится в баллах. Каждый ответ "только правой" оценивается в 2 балла; ответ " чаще правой" оценивается в 1 балл; ответ "только левой" оценивается - 2 балла; ответ "чаще левой" оценивается -1 балл; ответ "левой рукой" оценивается в 0 баллов. Все баллы алгебраически суммируются и коэффициент латерального предпочтения вычисляется по формуле: КЛП = (П - Л)/ (П + Л) х 100

В связи с принятой оценкой теста (Аннет - Чуприков, 1987 г.) показатели

+ 24 до + 17 оцениваются как "выраженная праворукость"; показатели + 16 до + 9 оцениваются как "слабая праворукость"; показатели + 8 до - 8 оценивается как амбидекстрия; показатели - 9 до - 16 оценивается как "слабая леворукость" ; показатели от - 17 до - 24 оценивается как "выраженная леворукость". При проведении проб каждый обследуемый в обяательном порядке демонстрирует выполняемое действие.

3. Изучение типов латерального профиля. Для решения этой задачи используются материалы исследования ведущей руки и проб на выявление признаков скрытого левшества, на основании которых составлялся индивидуальный латеральный профиль каждого обследуемого. Он определяется по ведущей руке, ведущего глазу, ведущему уху.