Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. (ст.317 УК РФ)

Видовым объектомпреступления являются общественные отношения по обеспечению управленческой деятельности государственных органов - порядок управления.

В качестве группового объекта выступает нормальная управленческая деятельность правоохранительных органов. Основной непосредственный объектданного преступления - нормальная деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Анализируемое преступление является многообъектным и при его совершении наряду с основным объектом ставится под угрозу жизнь сотрудников правоохранительных органов и их близких. Поскольку посягательство на указанные блага является лишь способом посягательства на основной объект, жизнь потерпевшего выступает в качестве дополнительного объекта данного преступления.

Потерпевшими при совершении данного преступления могут быть: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, а также их близкие.

Под правоохранительными органами понимается совокупность государственных органов, специальной функцией которых является борьба с правонарушениями и обеспечение законности. Традиционно к их числу относили суд, прокуратуру, органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности. Категории должностных лиц правоохранительных органов перечислены Федеральным законом о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Это: лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники органов контрразведки; сотрудники федеральных органов налоговой полиции; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента России, глав администраций субъектов Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных актов, выявление и пресечение преступлений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных органов, работники органов государственной налоговой службы, работники органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, работники органов санитарно-эпидемиологического надзора, работники контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов России, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов, иных нормативно-правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.

Представляется, что категории лиц, которые могут выступать в качестве потерпевших при совершении анализируемого преступления, определяет не только принадлежность лица к тому или иному органу, но и характер исполняемых обязанностей. Статья 317 УК ставит под защиту деятельность потерпевших по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Таким образом, все лица, указанные в Законе о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, которые постоянно или временно исполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

Понятие деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности закреплено в п.5 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. «О применении судами законодательства об ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка».

Согласно указанному постановлению под укреплением общественного порядка и обеспечением общественной безопасности следует понимать: несение постовой и патрульной службы на улицах и общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий; поддерживание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий.

Работники прокуратуры не могут быть потерпевшими по анализируемой нами статье, а посягательство на них образует состав ст. 295 УК.

Следователи и лица, производящие дознание, исключены из числа потерпевших по ст. 317 УК.

Согласно Федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности ее задачи в числе других - выявлять, пресекать, раскрывать преступления, а также устанавливать виновных. Потому оперативно-розыскная деятельность в этой части служит охране общественного порядка, а лица, ее осуществляющие, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

К числу потерпевших по ст. 317 УК относятся также сотрудники органов внутренних дел, охраняющих общественный порядок и обеспечивающих общественную безопасность.

Работники криминальной милиции и милиции общественной безопасности могут выступать в качестве потерпевших по ст. 317 УК.

Работники других (не милицейских) служб МВД могут быть потерпевшими по ст. 317 УК лишь в том случае, если они привлечены к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (например, следователи, дознаватели, работники паспортных столов, государственного пожарного надзора, других служб МВД привлекаются к охране порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий и т. п.).

Сотрудники ФСБ, деятельность которых связана с пресечением преступности, также охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность и могут быть признаны потерпевшими при совершении данного преступления.

Посягательство на работников федеральных органов налоговой службы будет квалифицироваться по п. «б» ч.2 ст.105 УК, т.к. их деятельность является контролирующей, они не осуществляют деятельность по охране общественного порядка или поддержанию общественной безопасности.

Работники таможенных органов могут быть потерпевшими по ст. 317 УК РФ, если их деятельность связана с пресечением правонарушений и проведением ОРД.

Таким образом, работниками правоохранительных органов следует считать лиц, служащих в правоохранительных и контролирующих органах, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Деятельность по охране общественного порядка осуществляют военнослужащие внутренних войск МВД.

Согласно ФЗ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» они входят в систему МВД и призваны защищать интересы личности, общества, государства, конституционные права и свободы граждан от преступных и иных посягательств. При осуществлении указанных в законе задач они могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

Военнослужащие других войск не могут, согласно закону, привлекаться к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Практика, однако, свидетельствует об обратном. В подобных случаях они также могут выступать в качестве потерпевших по ст. 317 УК.

Близкими признаются две категории лиц:

а) близкие родственники сотрудника правоохранительного органа по прямой нисходящей или по прямой восходящей линии, супруги и другие лица, признаваемые близкими родственниками в соответствии в семейным законодательством;

б) лица, состоящие в иных близких отношениях, в чьей судьбе они заинтересованы.

Объективная сторона данного преступления определяется в законе как посягательство на жизнь. Посягательство на жизнь включает в себя убийство или покушение на убийство лиц, указанных в диспозиции ст. 317 УК.

Под убийством понимается умышленное противоправное лишение жизни другого лица. Покушение на убийство работников правоохранительных органов следует отграничивать от причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни в момент причинения. Согласно судебной практике по делам об убийствах при этом необходимо исходить из совокупности всех обстоятельств совершенного посягательства и учитывать, в частности, способ и орудия преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранение жизненно важных органов), причины прекращения виновным преступных действий, предшествующее преступлению, и последующее поведение виновного и потерпевшего, характер их взаимоотношений.

Угрозы убийством или неосторожное лишение жизни не могут квалифицироваться по ст. 317 УК.

Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла. Умысел при убийстве может быть как заранее обдуманным, так и внезапно возникшим, как конкретизированным, так и неконкретизированным. Покушение на убийство возможно только с простым конкретизированным умыслом, при котором лицо осознает опасность своих действий для жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления их смерти и желает наступления именно смерти потерпевшего.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является специальная цель: воспрепятствовать законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; отомстить за такую деятельность.

Воспрепятствование означает попытки предотвратить, прекратить, видоизменить ее в настоящем или предотвратить, не допустить выполнения этой деятельности в будущем.

Деятельность указанных лиц должна носить законный характер; в противном случае посягательство на жизнь не может быть квалифицировано по ст. 317 УК. Уголовно-правовая оценка такого рода посягательств может быть различной.

Посягательство из мести может быть совершено как при исполнении указанными лицами своих обязанностей, так и за уже выполненные действия (например, лицо находится в отпуске, на отдыхе, на пенсии). Потерпевшими в данном случае могут быть лица, уже не являющиеся сотрудниками правоохранительных органов. Главное при этом установить, что посягательство на жизнь субъективно было связано с прошлой деятельностью потерпевшего и осуществляется в целях мести за эту деятельность.

Посягательство на указанных лиц, совершенное хотя и в момент исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, но не в целях воспрепятствования указанной деятельности или мести за нее, а по другим мотивам (ревность, месть на бытовой почве, личные неприязненные отношения), не может быть квалифицировано по ст. 317 УК.

При определении субъективной стороны состава очень важно установить: осознание виновным того обстоятельства, что потерпевший является именно работником правоохранительных органов, военнослужащим (или их близким) и что он (виновный) посягает на них именно в связи с их законной деятельностью по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Доказательством этого могут служить форма, удостоверение личности, предшествующее знакомство и т. п.

Изменение формулировки ст. 317 УК, по сравнению с редакцией аналогичной нормы УК РСФСР 1960 г., позволяет сделать вывод, что по этой статье не могут быть квалифицированы посягательства на жизнь работников правоохранительных органов, совершенные не в связи с конкретной деятельностью этих лиц, а по злобе вообще, только в связи с фактом принадлежности данного человека к тем или иным правоохранительным органам (например, убийство первого попвшегося работника милиции только потому, что он в форме). Такого рода преступные посягательства надлежит квалифицировать по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Виновный в возрасте от 14 до 16 лет несет ответственность по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

С объективной стороны состав является усеченным; законодатель искусственно переносит момент окончания данного преступления на более раннюю стадию - покушение; оно полностью охватывается ст. 317 УК и дополнительной ссылки на ст. 30 не требует.