Философия эпохи Возрождения

(XV - XVI вв.).

 

Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. renaissance- возрожде­ние), получила свое название из-за начавше­гося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности.

Эпоха Возрождения в целом была ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом - в своей душе, теле, телесности (культ красо­ты - Боттичелли, Леонардо, Рафаэль). Разносторонность разви­тия и дарования особенно почитались в эту эпоху.

Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно - политическому укладу средних веков, основывающемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развитию промышленности выявляется особая значимость человека, его творческой активности.

Новые экономические отношения способствовали возникновению духовной оппозиции феода­лизму как укладу жизни и господ­ствующему образу мыслей. Технические изобретения и научные открытия обогащали труд новыми, более эффективными спосо­бами действия (появились самопрялка, был усовер­шенствован ткацкий станок, изобретена была доменная металлургия и т.д.). Применение пороха и создание огнестрельного оружия совершили переворот в военном деле, что свело на нет значение рыцарства как рода войск и как феодального сосло­вия. Рождение книгопечатания необычайно способст­вовало развитию гуманитарной культуры в Европе. Использование компаса значительно - увеличивало возможности мореплавания, стремительно расширя­лась сеть водных торговых коммуникаций, причем особенно интенсивной она была в Средиземномо­рье — неудивительно, что именно в итальянских городах возникли первые мануфактуры как ступень перехода от ремесла к капиталистическому способу производства. Таким образом, основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения являлись: кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластической философии, географические и научно-технические открытия.

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а обращение). Что же касается философии, то теперь началось отделение философии от теологии. Религия отделяется от науки, политики и морали. Начинается эпоха становления опытных наук, их роль признается как единственная дающая истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое философскоемировоззрение, благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов: Николай Коперник (1473-1543), Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилей (1564-1642),Лоренцо Валла (1407-1457), Пико делла Мирандола (1463-1494), Томмазо Кампанелла (1568-1639), Томас Мор (1478-1535), Никколо Макиавелли (1469-1527), Эразм Роттердамский (1469-1536) и др.

Основным идеологом этого течения философии был Николай Кузанский – первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и, прежде всего бесконечность в пространстве. Для него Земля не является центром мира. Он вы­сказывает идеи применительно к пониманию приро­ды, единство противоположностей, единое и множе­ство, возможность и действительность, бесконеч­ность и конечность в природе. Н.Кузанский высказал и обосновал понятия научного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека, в области познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи философии эпохи Возрождения.

Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно. Он, отбросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл сущест­вование множества миров. Бруно много писал о Боге, но его Богом была Вселенная. Он отрицал Бога, дик­тующего законы миру. Человек для Бруно - часть природы. Его любовь к познанию и сила разума воз­вышают его над миром,

Огромное значение для развития философии эпохи Возрождения имели труды Галилео Галилея. Его, открытия в астрономии переросли в жестокую полемику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Галилей призывал изу­чать природу только опытным путем на основе мате­матики и механики. Он считал, что к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механический материализм. Бог у Галилея - это перводвигатель, сообщивший движение планетам. Дальше «механизм» в природе заработал самостоятельно и стал обладать своими собственными закономерностями, которые должны изучать науки. Галилеи одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу.

Натурфилософские идеи мыслителей эпохи Возрождения оказали определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

Основной чертой идеологии Возрождения становится гума­низм[45] (от лат. homo- человек)- идейное движение, утвер­ждающее ценность человека и человеческой жизни. В филосо­фии Ренессанса гуманизм проявился, в частности, в антропо­центризме (от греч. anthropos - человек) - мировоззрении, ста­вившем в фокус мирового бытия человека.

Своеобразным проявлением гуманизма становится рациона­лизм, утверждающий примат разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы суще­ствования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты схоластические, умозрительные принципы познания, возобно­вилось опытное, естественнонаучное познание. Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: ге­лиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно.

Во взглядах на природу в возрожденческой философии уста­новился пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог) — учение, отождествляющее природу и Бога. В этике Ренессанса были восстановлены некоторые принци­пы дохристианских учений о нравственности (эпикуреизма, стоицизма, скептицизма). В социальной философии появились новые концепции, на­правленные в сторону индивидуализма и секуляризации (обмирщения, ослабления церковно­го влияния во всех сферах). Самым главным достижением эпохи Возрождения было то, что была сломлена диктатура церкви.

Основу человеческих отношений, считали гумани­сты, составляет взаимоуважение и любовь. В филосо­фии эпохи Возрождения доминирует эстетическое, (что в переводе с греческого озна­чает относящееся к чувству), мыслителей больше инте­ресует творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Основания антропоцен­тризма Возрождения лежат в изменении экономиче­ских отношений. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производ­ства, знаменовало переход от феодализма к раннему капитализму.

На­правления в философии эпохи Возрождения:

1) гуманистическое (ХIV-ХV вв.) - решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Петрарка, Л.Валли);

2) неоплатоническое (ХV - ХVI вв.) - с позиций идеализ­ма пытались познать явления природы, Космос, про­блемы человека, развивали учение Платона (Н.Кузанский, Мирандола, Парацельс);

3) натурфилософское (ХVI- нач. ХVII вв.) - опираясь на научные и астрономические открытия, сделали по­пытку изменить представление об устройстве Все­ленной, Космосе и основе мироздания (Николай Ко­перник, Джордано Бруно, Г.Галилей);

4) реформационное (ХVI - ХVII вв.) - попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Эразм Роттердамский, Жан Кальвин, Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Усенлиф);

5) политическое (ХV- ХVI вв.) - связано с проблемами управления государством (Николо Макиавелли);

6) утопическо-социалистическое (ХV- ХVII вв.) - поиски идеальногообщества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при усло­вии отсутствия частной собственности (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

Подведем некоторые итоги. Ранее мы уже говорили, что философия Средневековья и эпохи Возрождения стали восприемницами философии Античности. Сравнивая парадигмальные особенности философии этих эпох, можем выделить их различия.

Различия в философии

Античности, средневековья и Возрождения

1. Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Здесь нет четкого деления на субъект и природу, это безличный неоплатонизм.

В средние века античная философия подвергается трансформации: на место Единого Блага был поставлен Бог, а в соответствии с этим стали понимать Мировой Ум как Христа, Мировую Душу как Святой Дух.

В эпоху Возрождения Космос понимают как все природное.

2. В античном мировоззрении господствует: универсализм, космоцентризм, политеизм.

В средневековом мировоззрении доминирует теоцентризм и монотеизм.

В эпоху Возрождения превалируют пантеистические идеи.

3.При переходе от античности к средневековью произошел существенный сдвиг в сторону субъекта, субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности.

Сделав еще один шаг в сторону субъективному, эпоха Возрождения пришла к антропоцентризму, т.е. в центр мироздания был поставлен человек. Формально по - прежнему еще в центре мироздания стоял Бог, но преимущественное внимание обращали уже не на него, а на человека.

С другой стороны, философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии по ряду оснований: 1) в гносеологии происходит разрушение религиозной пара­дигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений; 2) в этике имеет место переход от теоцентризма к антропо­центризму; 3) в натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической во взглядах Бруно, Коперни­ка, Галилея.

Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?

2. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения и в чем их суть?

3. Каковы главные особенности философии этого периода?