Транспортная задача линейного программирования
Цель работы: закрепление на практике методики составления экономико-математических моделей транспортного типа и решения задач линейного программирования, относящихся к типу транспортных задач.
Исходные положения. К задачам линейного программирования транспортного типа относятся задачи о перевозках некоторого однородного продукта (груза, товара) из пунктов отправления (от поставщиков) в пункты назначения (к потребителям) при обеспечении минимальных затрат на перевозки или минимального времени доставки. Транспортная задача линейного программирования нашла практическое применение на транспорте и в промышленности.
Постановка задачи: некоторый однородный продукт, сосредоточенный у m поставщиков Аi в количестве аi (i=1,2,...m) единиц соответственно, необходимо доставить n потребителям Вj в количестве bj (j=1,2,...n) единиц. Известна стоимость Сij перевозки единицы груза от i-го поставщика к j-му потребителю. Необходимо составить план перевозок, позволяющий вывезти все грузы, полностью удовлетворить потребности при минимальных затратах.
Обозначим через Хij - количество единиц груза, которое необходимо перевезти от i-го поставщика к j-му потребителю. Условие задачи можно записать в виде таблицы:
Поставщики | Потребители | Предложение | |||
В1 | В2 | … | Вn | ||
А1 | С11 Х11 | С12 Х12 | … | С1n Х1n | а1 |
А2 | С21 Х21 | С22 Х22 | … | С2n Х2n | а2 |
… | … | … | … | … | … |
Аm | Сm1 Хm1 | Сm2 Хm2 | … | Сmn Хmn | Аm |
Спрос | b1 | b2 | … | bn | åai = åbj |
Тогда математическая модель задачи сведется к нахождению минимума функции цели, выражающей суммарные затраты на перевозки всего груза:
при следующих ограничениях:
Если выполняется условие , т.е. спрос равен предложению, то задача соответствует открытой модели. Если же предложение превышает спрос, вводится фиктивный потребитель с потребностью, равной разнице между предложением и спросом, в противном случае, когда спрос больше, чем предложение - вводится фиктивный поставщик с запасом, также равным разнице этих сравниваемых величин.
Тогда ограничения математической модели примут вид:
1-й случай
Вводится фиктивный потребитель Вn+1 , потребность которого в продукции равна
2-й случай
Вводится фиктивный поставщик Аm+1, предложение которого равно
Стоимость перевозки груза от фиктивного поставщика или к фиктивному потребителю принимается равной 0 т.к. груз в обоих случаях реально не перевозится. После преобразования задача принимает вид закрытой модели и, как и все задачи транспортного типа может быть решена как с помощью симплекс-метода, так и с помощью распределительного метода или же методом потенциалов.
Примеры решения задач. Закрытая модель.
Поставщики | Потребители | Предложение | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||
А1 | Х11 | Х12 | Х13 | Х14 | Х15 | |
А2 | Х21 | Х22 | Х23 | Х24 | Х25 | |
А3 | Х31 | Х32 | Х33 | Х34 | Х35 | |
А4 | Х41 | Х42 | Х43 | Х44 | Х45 | |
Спрос |
Составить план перевозок, позволяющий вывезти все грузы, полностью удовлетворить потребности и имеющий min стоимость.
(10Х11 + 7Х12 + 4Х13 + Х14 + 4Х15 + 2Х21 + 7Х22 + 10Х23 + 6Х24 + 11Х25 + 8Х31 + 5Х32 + 3Х33 + 2Х34 + 2Х35 + 11Х41+ 8Х42 + 12Х43 + 16Х44 + 13Х45) ® min.
Система ограничений имеет вид:
Х11 + Х12 + Х13 + Х14 + Х15 = 100
Х21 + Х22 + Х23 + Х24 + Х25 = 250
Х31 + Х32 + Х44 + Х34 + Х35 = 200
Х41 + Х42 + Х43 + Х44 + Х45 = 300
Х11 + Х21 + Х31 + Х41 = 200
Х12 + Х22 + Х32 + Х42 = 200
Х13 + Х23 + Х33 + Х43 = 100
Х14 + Х24 + Х34 + Х44 = 100
Х15 + Х25 + Х35 + Х45 = 250
Решение задачи на ЭВМ дает следующий результат:
f(X) = 4150 X5 = 50 X9 = 50 X17 = 200
X4 = 50 X6 = 200 X15 = 200 X18 = 100.
Открытая модель.
Составим план перевозок грузов от 4-х поставщиков Аi (i=1,2,3,4) соответственно в количествах 100, 400, 100 и 100 единиц к пяти потребителям Вj (j=1,2,3,4,5) соответственно в количествах 50, 100, 150, 200, 250 единиц с наименьшей стоимостью перевозок. Стоимость перевозок единицы груза представлена матрицей С:
Решение.
Суммарные запасы .
Суммарные потребности
Суммарный спрос превышает суммарное предложение, следовательно, модель открытая (2-й случай). Необходимо ввести фиктивного поставщика А5 с запасами 750-700=50 единиц продукта.
Поставщики | Потребители | Предложение | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||
А1 | Х11 | Х12 | Х13 | Х14 | Х15 | |
А2 | Х21 | Х22 | Х23 | Х24 | Х25 | |
А3 | Х31 | Х32 | Х33 | Х34 | Х35 | |
А4 | Х41 | Х42 | Х43 | Х44 | Х45 | |
(А5) | Х51 | Х52 | Х53 | Х54 | Х55 | (50) |
Спрос |
Тогда математическая модель задачи примет вид:
(Х11 + 6Х12 + 8Х13 + 12Х14 + 16Х15 + 16Х21 + 10Х22 + 8Х23 +
+ 6Х24 + 15Х25 + 4Х31 + Х32 + 9Х33 + 11Х34 + 13Х35 + 3Х41 +
+ 2Х43 + 7Х43 + 7Х44 + 15Х45 + 0Х51 + 0Х52 + 0Х53 + 0Х54 +
+ 0Х55) ® min.
Система ограничений имеет вид:
Х11 + Х12 + Х13 + Х14 + Х15 = 100
Х21 + Х22 + Х23 + Х24 + Х25 = 400
Х31 + Х32 + Х33 + Х34 + Х35 = 100
Х41 + Х42 + Х43 + Х44 + Х45 = 100
Х51 + Х52 + Х53 + Х54 + Х55 = 50
Х11 + Х21 + Х31 + Х41 + Х51 = 50
Х12 + Х22 + Х32 + Х42 + Х52 = 100
Х13 + Х23 + Х33 + Х43 + Х53 = 150
Х14 + Х24 + Х34 + Х44 + Х54 = 200
Х15 + Х25 + Х35 + Х55 + Х55 = 250
Решение задачи на ЭВМ дает следующий результат:
f(X) = 5450 X8 = 100 X15 = 100
X1 = 50 X9 = 200 X17 = 100
X3 = 50 X10= 100 X25 = 50.
Порядок выполнения работы.
1. Изучение студентами исходных положений и экономико-математической постановки транспортной задачи линейного программирования.
2. Разбиение студенческой подгруппы на бригады и получение ими исходного задания.
3. Построение математической модели в общем виде, приведение модели к каноническому виду и составление матрицы исходных данных для расчета задачи на ЭВМ.
4. При "ручном" способе расчета на калькуляторах, задача решается распределительным методом или методом потенциалов.
4. Расчет на ЭВМ производится с помощью программ "Решение задач линейного программирования симплекс-методом" или "Транспортная задача линейного программирования", реализованных на ПЭВМ в табличном процессоре “Excel” или комплексе программ для учебного процесса "Prima".
5. Анализ и экономическая интерпретация результатов моделирования на ЭВМ, которые должны быть отражены в выводах по работе.
Отчет по работе должен содержать
1. Цель и экономико-математическую постановку транспортной задачи линейного программирования.
2. Экономико-математическую модель в общем и каноническом виде, исходные данные для расчета на ЭВМ.
3. Результаты моделирования на ЭВМ и их экономическую интерпретацию.
4. Выводы по лабораторной работе должны содержать анализ и экономическую интерпретацию результатов моделирования.