Транспортная задача линейного программирования

 

Цель работы: закрепление на практике методики составления экономико-математических моделей транспортного типа и решения задач линейного программирования, относящихся к типу транспортных задач.

Исходные положения. К задачам линейного программирования транспортного типа относятся задачи о перевозках некоторого однородного продукта (груза, товара) из пунктов отправления (от поставщиков) в пункты назначения (к потребителям) при обеспечении минимальных затрат на перевозки или минимального времени доставки. Транспортная задача линейного программирования нашла практическое применение на транспорте и в промышленности.

Постановка задачи: некоторый однородный продукт, сосредоточенный у m поставщиков Аi в количестве аi (i=1,2,...m) единиц соответственно, необходимо доставить n потребителям Вj в количестве bj (j=1,2,...n) единиц. Известна стоимость Сij перевозки единицы груза от i-го поставщика к j-му потребителю. Необходимо составить план перевозок, позволяющий вывезти все грузы, полностью удовлетворить потребности при минимальных затратах.

Обозначим через Хij - количество единиц груза, которое необходимо перевезти от i-го поставщика к j-му потребителю. Условие задачи можно записать в виде таблицы:

 

Поставщики Потребители Предложение
В1 В2 Вn
А1 С11 Х11 С12 Х12 С1n Х1n а1
А2 С21 Х21 С22 Х22 С2n Х2n а2
Аm Сm1 Хm1 Сm2 Хm2 Сmn Хmn Аm
Спрос b1 b2 bn åai = åbj

Тогда математическая модель задачи сведется к нахождению минимума функции цели, выражающей суммарные затраты на перевозки всего груза:

при следующих ограничениях:

Если выполняется условие , т.е. спрос равен предложению, то задача соответствует открытой модели. Если же предложение превышает спрос, вводится фиктивный потребитель с потребностью, равной разнице между предложением и спросом, в противном случае, когда спрос больше, чем предложение - вводится фиктивный поставщик с запасом, также равным разнице этих сравниваемых величин.

Тогда ограничения математической модели примут вид:

1-й случай

Вводится фиктивный потребитель Вn+1 , потребность которого в продукции равна

2-й случай

Вводится фиктивный поставщик Аm+1, предложение которого равно

Стоимость перевозки груза от фиктивного поставщика или к фиктивному потребителю принимается равной 0 т.к. груз в обоих случаях реально не перевозится. После преобразования задача принимает вид закрытой модели и, как и все задачи транспортного типа может быть решена как с помощью симплекс-метода, так и с помощью распределительного метода или же методом потенциалов.

 

 

Примеры решения задач. Закрытая модель.

Поставщики Потребители Предложение
В1 В2 В3 В4 В5
А1 Х11 Х12 Х13 Х14 Х15
А2 Х21 Х22 Х23 Х24 Х25
А3 Х31 Х32 Х33 Х34 Х35
А4 Х41 Х42 Х43 Х44 Х45
Спрос

 

Составить план перевозок, позволяющий вывезти все грузы, полностью удовлетворить потребности и имеющий min стоимость.

(10Х11 + 7Х12 + 4Х13 + Х14 + 4Х15 + 2Х21 + 7Х22 + 10Х23 + 6Х24 + 11Х25 + 8Х31 + 5Х32 + 3Х33 + 2Х34 + 2Х35 + 11Х41+ 8Х42 + 12Х43 + 16Х44 + 13Х45) ® min.

 

Система ограничений имеет вид:

Х11 + Х12 + Х13 + Х14 + Х15 = 100

Х21 + Х22 + Х23 + Х24 + Х25 = 250

Х31 + Х32 + Х44 + Х34 + Х35 = 200

Х41 + Х42 + Х43 + Х44 + Х45 = 300

Х11 + Х21 + Х31 + Х41 = 200

Х12 + Х22 + Х32 + Х42 = 200

Х13 + Х23 + Х33 + Х43 = 100

Х14 + Х24 + Х34 + Х44 = 100

Х15 + Х25 + Х35 + Х45 = 250

 

Решение задачи на ЭВМ дает следующий результат:

f(X) = 4150 X5 = 50 X9 = 50 X17 = 200

X4 = 50 X6 = 200 X15 = 200 X18 = 100.

Открытая модель.

Составим план перевозок грузов от 4-х поставщиков Аi (i=1,2,3,4) соответственно в количествах 100, 400, 100 и 100 единиц к пяти потребителям Вj (j=1,2,3,4,5) соответственно в количествах 50, 100, 150, 200, 250 единиц с наименьшей стоимостью перевозок. Стоимость перевозок единицы груза представлена матрицей С:

Решение.

Суммарные запасы .

Суммарные потребности

Суммарный спрос превышает суммарное предложение, следовательно, модель открытая (2-й случай). Необходимо ввести фиктивного поставщика А5 с запасами 750-700=50 единиц продукта.

Поставщики Потребители Предложение
В1 В2 В3 В4 В5
А1 Х11 Х12 Х13 Х14 Х15
А2 Х21 Х22 Х23 Х24 Х25
А3 Х31 Х32 Х33 Х34 Х35
А4 Х41 Х42 Х43 Х44 Х45
5) Х51 Х52 Х53 Х54 Х55 (50)
Спрос

 

 

Тогда математическая модель задачи примет вид:

11 + 6Х12 + 8Х13 + 12Х14 + 16Х15 + 16Х21 + 10Х22 + 8Х23 +

+ 6Х24 + 15Х25 + 4Х31 + Х32 + 9Х33 + 11Х34 + 13Х35 + 3Х41 +

+ 2Х43 + 7Х43 + 7Х44 + 15Х45 + 0Х51 + 0Х52 + 0Х53 + 0Х54 +

+ 0Х55) ® min.

Система ограничений имеет вид:

Х11 + Х12 + Х13 + Х14 + Х15 = 100

Х21 + Х22 + Х23 + Х24 + Х25 = 400

Х31 + Х32 + Х33 + Х34 + Х35 = 100

Х41 + Х42 + Х43 + Х44 + Х45 = 100

Х51 + Х52 + Х53 + Х54 + Х55 = 50

Х11 + Х21 + Х31 + Х41 + Х51 = 50

Х12 + Х22 + Х32 + Х42 + Х52 = 100

Х13 + Х23 + Х33 + Х43 + Х53 = 150

Х14 + Х24 + Х34 + Х44 + Х54 = 200

Х15 + Х25 + Х35 + Х55 + Х55 = 250

 

Решение задачи на ЭВМ дает следующий результат:

f(X) = 5450 X8 = 100 X15 = 100

X1 = 50 X9 = 200 X17 = 100

X3 = 50 X10= 100 X25 = 50.

Порядок выполнения работы.

1. Изучение студентами исходных положений и экономико-математической постановки транспортной задачи линейного программирования.

2. Разбиение студенческой подгруппы на бригады и получение ими исходного задания.

3. Построение математической модели в общем виде, приведение модели к каноническому виду и составление матрицы исходных данных для расчета задачи на ЭВМ.

4. При "ручном" способе расчета на калькуляторах, задача решается распределительным методом или методом потенциалов.

4. Расчет на ЭВМ производится с помощью программ "Решение задач линейного программирования симплекс-методом" или "Транспортная задача линейного программирования", реализованных на ПЭВМ в табличном процессоре “Excel” или комплексе программ для учебного процесса "Prima".

5. Анализ и экономическая интерпретация результатов моделирования на ЭВМ, которые должны быть отражены в выводах по работе.

Отчет по работе должен содержать

1. Цель и экономико-математическую постановку транспортной задачи линейного программирования.

2. Экономико-математическую модель в общем и каноническом виде, исходные данные для расчета на ЭВМ.

3. Результаты моделирования на ЭВМ и их экономическую интерпретацию.

4. Выводы по лабораторной работе должны содержать анализ и экономическую интерпретацию результатов моделирования.