Дополнительная

1. Антисери Д., Реале Дж., Мальцева С. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье (1-2).Изд-во «Пневма», С-Петербург, 2008.

2.Антология мировой философии. М.,1969. Т. 1. Ч. 2.

3. Асмус В.Ф. Историко-Философские Этюды. М.,1984.

4. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.,1978.

5. История философии: Уч. для вузов/ В.Ильин. СПб.: Питер, 2003.

6. Каратини Р. Введение в философию. М.:Изд-во Эксмо, 2003.

7. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. М.: Изд-во Эксмо, 2003.

8. Соколов В.В. Средневековая философия:Учебное пособие.-Изд. 3-е.-М.: Издательство ЛКИ, 2008.

3.2. Философия средних веков

 

Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия – это философия эпохи феодализма V-ХV вв. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии и выступает как синтез двух традиций: античной философии и христианского откровения. В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития. Поскольку философские учения этой эпохи стали складываться уже в I-V вв., а их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников, то можем выделить следующие периоды:

1) период апологетики и патристики (III - V вв.);

2) схоластический период (V - XV вв.);

Особенностью средневековой философии была ее зависи­мость от религии. «Филосо­фия - служанка богословия», «преддверие христианской веры»[40] — так определялись место и роль философии в общественном сознании того периода. Если греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежали иудаизм, христианство, мусульманство. Таким образом, философия средневековья представляла собой сплав теологии и античной философской мысли (главным образом наследия Платона и Аристотеля).

Средневековое мышление по существу своему теоцентрично (от лат. theos - бог). В соответствии с принципом теоцетризма - источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм лежал в основе средневековой онтоло­гии - учения о бытии. Главным принципом средневековой философии является принцип абсолютной личности, личности Бога. Принцип абсолютной личности - это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъекта, что собственно и нашло свое воплощение в теоцентризме. Высшая цель в жизни выражается в служении Богу. Согласно средневековому мышлению Бог есть первопричина и первооснова мира. Идеализм являлся господствующим направлением в течение всего средне­вековья: «Вначале было слово. И это слово было Бог». Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не науке.

Догмат о творении переносит центр на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается богу. В таком случае творение - прерогатива бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством. Такого рода представления были весьма распространены, что существенным образом сдерживало становление инженерной и научной мысли. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. creatio), что значит «творение», «создание».

Отличительными чертами средневековой философии были также провиденциализм- вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения и иррационализм - приниже­ние познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, открове­ние и т.п. выходящие за пределы рассудочного познания формы.