Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов (задача 6)
Предварительная работа
Первое знакомство с условной меркой может происходить при изучении свойств квадрата и прямоугольника еще в средней группе. Детям объясняется: чтобы сравнить стороны фигуры, нарисованной на доске (можно предложить другую проблемную ситуацию, когда способ сравнения непосредственно приложением и наложением не подходит), необходим предмет-помощник, полоска, равная по длине одной из сторон.
Все стороны квадрата такой же длины, как полоска, значит, они все одинаковой длины.
У прямоугольника по 2 (противоположные) стороны одинаковой длины.
Замечание: необходимо различать термины:
«Померить» — сравнить величину одного предмета с величиной другого предмета (непосредственно приложением или наложением — с детьми II младшей группы, или с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов, — старшей группе).
«Измерить» — дать численную характеристику величине (сравнить с величиной того же рода и результат обозначить числом — в подготовительной группе).
Методика обучения
Надо поставить детей в ситуацию, когда непосредственно сравнение размеров предметов невозможно и необходим помощник — третий предмет — условная мерка.
Примеры:
1. Чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ею при строительстве, контролируя высоту дома меркой.
2. При постройке моста необходимо учитывать высоту машин, которые будут под ним проезжать. Чтобы не проверять машиной, надо померить ее высоту и пользоваться меркой при строительстве.
3. Чтобы не испачкать стол (например, при рисовании), надо постелить клеенку. Чтобы клеенка покрыла весь стол и не свисала с него, надо померить одной ленточкой ширину стола, другой — длину, и с помощью двух мерок отрезать клеенку нужного размера.
Дидактические игры
«Мастерская» (например, изготовление ножек для табурета);
«Магазин» (например, покупка обложки для книги, скатерти на стол, обуви для куклы);
«Ателье» и др.
Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки (задача 7)
Предварительная работа
Готовность детей к обучению измерению протяженности определяется их умениями:
• выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов;
• считать;
• пользоваться условной меркой, равной одному из сравниваемых параметров, и др.