Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь).
4. В чем сущность учения Будды, и в чем разница между махаяной и хинаяной?
5. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?
6. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять - значит поступать правильно»?
7. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит?
8. Против чего были направлены апории Зенона?
9. Кто такие софисты и в чем значение их учения?
10. На что были направлены философские рассуждения Сократа?
11. В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?
12. В чем видел Аристотель сущность вещей?
13. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапа философии?
14. Какие философские проблемы объединяют школы ранне-эллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?
15. Прокомментируйте слова философов:
Гераклита:
• «Многознание уму не научит».
• «Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу - бренным вещам, а большинство объедается, как скоты».
• «Все течет, все изменяется».
Демокрита:
• «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».
• «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».
• «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».
Фалеса:
• Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы -голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей.
Пифагора:
• «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».
• «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей - врагами».
2.9. Тестовые задания
(третий уровень понимания материала)
1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную.
1) чарвака-локаята;
2) буддизм;
3) джайнизм;
4) веданта.
2. Сидхартха Гаутама Шакьямуни – создатель:
1) конфуцианства;
2) буддизма;
3) мусульманства
4) йоги.
3. Укажите древнекитайский философский текст.
1) «Упанишады»;
2) «Книга перемен»;
3) «Книга мертвых»;
4) «Типитака».
4.«Теория недеяния» - основной принцип:
1) даосизма;
2) буддизма;
3) кофуцианства;
4) моизма.
5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ в:
1) Индии;
2) Египте;
3) Китае;
4) Греции.
6. Первоначальный атеизм представлен в учении:
1) Аристотеля;
2) Зенона;
3) Сократа;
4) Ксенофана.
7. Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу:
1) Пифагору;
2) Гераклиту;
3) Платону;
4) Фалесу.
8.Утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а, следовательно, не истинно:
1) Эпикур;
2) Сократ;
3) Зенон;
4) Аристотель.
9.Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:
1) Протагор;
2) Платон;
3) Сократ;
4) Зенон.
10.Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:
1) Гераклит;
2) Протагор;
3) Фалес;
4) Платон.
11. По своему мировоззрению Платон был:
1) объективным идеалистом;
2) субъективным идеалистом;
3) скептиком;
4) материалистом.
12. Логику сделал орудием познающего разума:
1) Протагор;
2) Платон;
3) Зенон;
4) Аристотель.
13. Свобода и управление своими чувствами - главные принципы философской школы античности:
1) софистов;
2) стоиков;
3) эпикурейцев;
4) киников.
Модуль 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ, ВОЗРОЖДЕНИЯ, НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Вы будете изучать:
· Развитие философской мысли Средневековья и ее основные религиозно- философские направления.
· Философию Возрождения и ее главные особенности.
· Философию Нового времени и ее характерные черты онтологии и гносеологии.
· Философию английского, французского и немецкого Просвещения.
Цели модуля:
· Дать представления о концептуальном различии философской мысли эпохи Средневековья и Нового времени.
· Изучить тенденции развития философии эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения.
· Усвоить основные характеристики философской мысли в череде веков.
После изучения модуля Вы сможете:
· Знать персоналии и терминологию философии Средневековья, Возрождения, Нового времени, Просвещения.
· Выявлять сходство и различие философских концепций этих эпох.
· Знать специфику философских направлений.
· Выявлять тенденции культурной взаимосвязи бытия и сознания.
· Ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.
· Иметь представления о философах, внесших большой вкладе в культуру мирового мыслительного процесса .
Литература