Усложнения

1. Начинаем с чисел 1 и 2 и постепенно доходим до 9 и 10.

2. Объясняем правило: «Если число называется при счете раньше, то оно меньше. Если число называется при счете позже, то оно больше».

Сравниваем числа без наглядности.

3. Используем карточки с цифрами и знаками, затем запись на листе бумаги в клетку (лучше давать в подготовительной группе).

4. Показываем транзитивность отношения «меньше» между числами: «3 < 4, 4 < 5, следовательно 3 < 5» с использованием наглядности (например, «счетной лесенки»).

5. В подготовительной группе даем понятия «больше на ...», «меньше на ...» на основе изучения состава числа из двух мень­ших чисел.

Методика обучения сравнению множеств на основе счета (задача 4)

Предварительная работа

После изучения способов образования чисел и видов отно­шений между числами показываем возможности использования счета для сравнения множеств.

Методика обучения

«Люди придумали счет и числа для своего удобства. Числа мы сравниваем в уме, это быстрее, чем раскладывать предметы парами».

Фрагмент:

Программная задача: научить сравнивать множества по коли­честву на основе счета.

Наглядный материал: четыре круга, три квадрата расположе­ны так, чтобы не прослеживалось приложение.

Ход:

I. Работа с демонстрационным материалом

—Что это? О О О О

—Что это? □ □ □

—Что нужно сделать, чтобы узнать, чего больше, чего
меньше?

—Посчитайте.

—Сколько кругов?

—Сколько квадратов?

—Какое число больше?

—Какое число меньше?

—Значит, чего больше? Чего меньше?

—А как, не считая, проверить? (Способом приложения.)

//. Работа с раздаточным материалом

Аналогичная работа на другом наглядном материале. Делаем; вывод:

Чтобы сравнить, чего больше, а чего меньше, надо посчитать и сравнить числа.

Усложнения

1. Увеличиваем количество элементов в сравниваемых мно­жествах от 1 до 10.

2. Постепенно отменяем сравнение множеств приемами на­ложения и приложения, используя только знание отношений между числами.

Методика формирования понимания абстрактности числа (задача 5)