Классический период

(V - IV вв. до н.э.)

Расцвет античной философии приходится на V - IV вв. до н.э. Он связан с именами ве­личайших древнегреческих мыслителей - Со­крата, Платона и Аристотеля. Центром фило­софской мысли этого периода были Афины, поэтому классиче­ский период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названи­ем Афинской школы.

Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопро­сам антропологического и гносеологического характера.

Антропологическая проблематика впервые отчетливо про­явилась в философии софистов (от греч. sophistes - мудрец, ис­кусник, знаток). Софистами стали называть древнегреческих просветителей V - IV вв. до н.э., за деньги обучавших «мудро­сти и красноречию». Софисты были первыми философами-профессионалами. Наиболее известными софистами были Протагор и Гиппий.

Особенности философии софистов:

1. Критическое отношение к окружающей действительности.

2. Неприятие опыта прошлых цивилизаций.

3. Отрицание старых норм, законов и привычек.

4. Субъективизм в оценках и суждениях.

5. Следование логике в практике и процессе познания.

Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Софисты не создали единого философского учения. Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. В современном языке софистикой называют искусство доказывать любые, даже неверные, положения. «Обо всякой вещи есть два прямо противоположных мнения», - учили софисты. Следовательно, из них можно выбрать такое, какое потребуется: критерий истинности нахо­дится в самом человеке. «Человек есть мера всех вещей...», -утвер­ждал Протагор.

Человек находился и в центре всех философских рассужде­ний Сократа. Сократ не оставил письмен­ных сочинений, свое учение он излагал в беседах с учениками и дискуссиях с оппонентами. Основные положения философии Сократа дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона. Сократ впервые сделал предметом анализа понятия, а не саму действительноть. Поэтому его часто называют «первым философом», «отцом философии», «олицетворением филосо­фии» и т.п.

При обосновании своих взглядов Сократ пользовался мето­дом искусного наведения вопросов, этот метод в дальнейшем получил название сократического. Сам Сократ называл свой ме­тод рождения истины «майевтикой», т.е. повивальным искусст­вом. Проблемы познания занимали видное место в рассуждени­ях философа. Его изречение «Познай самого себя» стало афо­ризмом, пережившим тысячелетия.

В учении Сократа тесно связанными с гносеологическими вопросами были проблемы этики. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит зна­ние», - передавал слова Сократа Платон. Основными доброде­телями Сократ считал бескорыстие, преданность долгу, мужест­во, сдержанность, справедливость. Сократ был приговорен к смерти за «непочтение к богам и развращение юношества». Философ мог оправдаться, но не стал этого делать и выпил смертельный яд. «Афиняне, - говорил Со­крат, - отпустите вы меня или нет, но поступать иначе я не буду, даже если бы мне предстояло умирать множество раз».

Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на ду­ховное становление одного из самых великих философов мира – Платона. Его настоящее имя было Аристокл; Платоном, т.е. «широкоплечим», его прозвал Сократ. По­сле знакомства с Сократом Платон оставил свои увлечения (спорт, музыку, стихи) и всю дальнейшую жизнь посвятил фи­лософии. После смерти Сократа Платон много странствовал, а в возрасте сорока лет вернувшись в Афины, основал собственную школу, названную Академией.

Большинство сочинений Платона, написанных, в основном, в жанре диалогов и писем, сохранилось в рукописи. Наиболее из­вестными из них являются диалоги «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Госудаство». Методом философствования Платона был сократовский метод диалога с наводящими вопросами, метод анализа понятий. Сократ, к тому же, являлся главным действующим лицом диалогов Платона. Платон является автором философского учения о триаде – все существующее состоит из трех субстанций: «единого», «ума» и «души».

Философия Платона состоит из 3 частей:

1. Диалектика – учение о бытии.

2. Физика – учение о природе.

3. Этика – учение о нравственности.

Главным в философии Платона является то, что он впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии.

Дело в том, что предшественники Платона: Гераклит, Зенон, Протагор и др. доказывали относительность всего существующего, «все течет, все изменяется». Относительны и ценности человеческого бытия и, в частности, нормы морали. Если и есть какие-то «вечные» истины и добродетель, но они не могут быть познаны вследствие слабости и противоречивости ума. В связи с этим, общечеловеческие ценности: добро, справедливость, красота не могут быть абсолютными или они непознаваемы для разума.

Платон утверждал, что есть вечные ценности бытия и принципы морали постижимы умом. Доказывая это, он полагал, что мир в котором мы живем, есть мир «бывания», который не вечен, в нем все изменяется. Но есть и другой мир, мир «бытия» или «мир идей». Этот мир вечный, несотворимый; по-настоящему реален не матери­альный мир, мир чувственных вещей, а мир сознания, мир идей. По Платону, идеи, «эйдосы», (от греч. idea - вид, образец, мысль) - прообразы всех вещей - существуют, независимо от человека и от самих этих вещей. Они первичны. Материальные предметы вторичны, они являются лишь подобием своих идеальных обра­зов. Идеи совершенны, а их материальное воплощение лишено совершенства. Материальные предметы постоянно изменяются; веч­но, неизменно, существуют лишь идеи вещей.

Познавать мир идей возможно, но не через ощущения, которые не дают достоверного знания, а через понятия и систему понятий, которые проверяются логикой. Умопостигаемый «мир идей», по Платону, определяет наш изменчивый и относительный «мир бывания». В мире идей существует «красота сама по себе», «доброта сама по себе», а в мире бывания они воплощаются в «красивую женщину», «доброго человека». Вот это: «красоту саму по себе», «справедливость саму по себе» мы познаем умом при помощи диалектики, т.е. индуктивно-дедуктивным путем построения системы понятий (по законам логики). Значит, можно обосновать суть бытия, правила морали, государственного устройства не через интуицию, а посредством ума.

В рамках своей идеалистической теории Платон разработал учение о добродетели, а также создал теорию идеального госу­дарства. Платон является основателем объективно-идеалистической теории, которая явилась осно­вой всего дальнейшего развития европейской философской мысли. Идеалистическая диалектика Платона оказалась вершиной античной диалектической мысли.

Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля. Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Акаде­мии Платона. После смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве воспитателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу - Ликей(Лицей). Школу и методику преподавания Ари­стотеля называют перипатетической(от греч. peripatetikosпро­хаживаюсь), т.к. обучение часто проходило во время прогулок. За год до смерти Аристотель вынужден был покинуть Афины, где сразу после смерти Александра Великого произошло анти­македонское восстание. Умер Аристотель на о. Эвбея в Халкиде.

До нас дошли многие из сочинений Аристотеля. Крупней­шими из них являются «Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «Политика», «О поэтике», «Никомахова этика» и др. Некоторые его произведения не всеми исследователями признают­ся подлинными.

Аристотель продолжил философскую традицию афинской школы. Он не только развил основные положения теории Пла­тона, но и подверг критике многие из сторон его учения. «Пла­тон мне друг, но истина дороже», - гласит приписываемое Ари­стотелю изречение. Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи, конечно, являются причиной вещей, но, вместе с тем, идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей». Следуя Платону, мы как бы умножаем сущность предметов. Например, есть живой реальный человек – Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще «идея человека», еще - «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, поскольку логически противоречиво.

Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущностях всего, Аристотель выдвинул представление согласно которому все сущее состоит из двух основных начал – «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теоретические (математика, физика, психология), практические (этика), творческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: а чем, собственно, занимается философия?

Главные положения философии Аристотеля:

1. Наука об умопостигаемом (т.е. то, что находится за пределами нашего опыта. По Аристотелю, «первая философия» - метафизика, букв. «то, что после физики»). По Аристотелю, предмет науки – общее, постигаемое умом. Однако умозрительно постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.

2. Физика или учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет 10 категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, действие и т.д., которые отвечают на вопрос: что такое бытие? Т.е. категории есть высшие роды к которым сводятся остальные.

3. Наука о законах мышления – логика (где дал понятие дедуктивного метода познания). Формальная логика Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, т.к. в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия.

4. Учение о материи и форме (где материя пассивная возможность становления, а форма – активное начало, сущность, суть бытия, действительность, т.е. то, чем одна вещь отличается от другой).

5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа, т.е. человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Моральный образец, по Аристотелю, - бог, или совершеннейший философ, «мыслящее себя мышление».

В отличие от абсолютного идеализма Платона учение Ари­стотеля содержит материалистические положения. Сущ­ность вещей Аристотель указывал в самих вещах, хотя и считал, что форма - идеальное начало вещей, главенствующее над их материальным содержанием. Матери­альное бытие Аристотель признает реальным существованием, однако, причину мира или конечным источником всякого движения он связывает с Богом как «неподвижным перводвигателем всего».

Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к IV в. до н.э. Из-под его пера вышло первое системати­зированное изложение начал философии, им была разработана основная структура философского знания, введены в оборот и субординированы многие категории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.