Значение, задачи и предпосылки рациональной
организации бухгалтерского учета на предприятиях
Правильная, рациональная организация бухгалтерского учета на конкретном предприятии имеет большое значение. От того, как будет поставлен учет, зависит в итоге анализ всех результатов работы данной организации.
Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать такое его построение, которое обеспечивает систему управления полной, своевременной и разносторонней учетной информацией о различных аспектах деятельности предприятия при минимальных затратах труда и средств на ведение учета.
В задачи рациональной организации бухгалтерского учета входят:
1) обеспечение отражения сведений о размещении средств предприятия в различные виды вложений и обязательствах – как их источников;
2) формирование полной и достоверной информации об экономических процессах, происходящих на предприятии (заготовление, производство, сбыт, инвестиционная деятельность и т.п.);
3) своевременное предупреждение негативных явлений хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (штрафы за невыполнение договоров, санкции налоговых служб, хищения, злоупотребления и т.п.);
4) представление в нужные сроки достоверных отчетных данных собственникам, вышестоящим организациям, государственным органам и службам (налоговой инспекции, органам статистики и др.);
5) применение современных средств автоматизации учетных работ;
6) наиболее рациональное распределение обязанностей между счетными работниками для обеспечения ритмичной работы бухгалтерии.
Для рационального построения бухгалтерского учета требуется соблюдение ряда определенных условий и предпосылок, а именно:
- ознакомиться с задачами и особенностями работы данного предприятия в сложившихся условиях;
- изучить существующую систему менеджмента на данном предприятии и определить место учета в ее информационном обеспечении;
- проанализировать основные регламентирующие документы и рекомендации, относящиеся к учетной работе на данном предприятии;
- выяснить необходимый объем отчетности данного предприятия.
Исходя из конкретных условий функционирования данного предприятия необходимо:
1. Установить объем учетной работы и рассчитать необходимое количество счетных работников. Составить рабочий план счетов, определить номенклатуру аналитических позиций, сформировать совокупность учетных регистров.
2. Правильно распределить обязанности между счетными работниками с таким расчетом, чтобы они все были равномерно загружены, исходя из индивидуальных особенностей каждого из них. При этом возможны три способа распределения обязанностей в бухгалтерии:
а) отраслевой;
б) функциональный;
в) смешанный.
Отраслевой – когда за каждым работником закреплена отдельная отрасль или вид деятельности и он ответствен за организацию и ведение учета на этом участке. Такой вариант применяется на небольших предприятиях.
Функциональный способ предполагает, что каждый работник выполняет отдельную функцию учета. Например, бухгалтер ведет расчетные и кредитные операции или расчеты с персоналом предприятия по оплате труда и т.д. Такой способ применяется на крупных предприятиях. Его недостаток состоит в том, что работник специализируется на одном участке учетной работы и мало знаком с остальными.
Смешанный способ характеризуется сочетанием и отраслевого и функционального способов. Счетный работник закреплен за определенной отраслью или видами деятельности и выполняет в ней все функции учета.
3. С целью рациональной организации учета необходимо установить правильный документооборот. Он должен быть построен так, чтобы все документы вовремя и правильно составлялись, своевременно сдавались в бухгалтерию предприятия для обработки, записи по счетам и дальнейшего хранения.
4. С целью сокращения затрат на ведение учета, ускорение и повышение качества учетной работы необходимо максимально использовать и широко внедрять электронно-вычислительную технику (персональные компьютеры и иную оргтехнику).