Доклассическая философия (натурфилософия)
(VII - V вв. до н.э.)
Доклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским) - от имени древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии. В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милет, Эфес и др. Его особенностью была неразделенность собственно философских и естественнонаучных знаний. Первые греческие философы-досократики Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Демокрит были также и учеными-естествоиспытателями, механиками, математиками и пр.
Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Анаксимандр - «апейрон» (беспредельное вечное начало, первовещество), Демокрит - атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор — число как символ гармонии мира. Крупнейшими достижениями доклассической философии стали так называемый стихийно диалектический методГераклита и атомистическая теория Демокрита.
Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба - это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение: «В туже реку дважды не войдешь», «Все течет, все меняется». Сторонники гераклитовского метода рассмотрения вещей получили в античной философии прозвище «текучих». Их противников стали называть «неподвижными». Впоследствии из этих двух подходов выросли диалектический и метафизический методы познания.
Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первоснове мира, названных им атомами (от греч. atomos - неделимый). Атомы, по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) невозможно, но их существование можно осознать разумом.
Зенон считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апорий, доказательств, направленных против признания истинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя. После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояний покоя может возникнуть движение. Он старается подвести к выводу об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие его апории, как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».