Доклассическая философия (натурфилософия)

(VII - V вв. до н.э.)

Доклассический период в развитии ан­тичной философии называют также досократическим (или досократовским) - от имени древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии. В этот период центрами развития философской мысли явля­лись греческие колонии Элея, Милет, Эфес и др. Его особенно­стью была неразделенность собственно философских и естест­веннонаучных знаний. Первые греческие философы-досократики Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифа­гор, Демокрит были также и учеными-естествоиспытателями, механиками, математиками и пр.

Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Анаксимандр - «апейрон» (беспредельное вечное начало, первовещество), Демок­рит - атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор — чис­ло как символ гармонии мира. Крупнейшими достижениями доклассической философии стали так называемый стихийно диалектический методГерак­лита и атомистическая теория Демокрита.

Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба - это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение: «В туже реку дважды не войдешь», «Все течет, все меняется». Сторонники гераклитовского метода рассмотрения вещей получили в античной философии прозвище «текучих». Их противников стали назы­вать «неподвижными». Впоследствии из этих двух подходов вы­росли диалектический и метафизический методы по­знания.

Демокрит выдвинул идею о мель­чайших неделимых частицах вещества как первоснове мира, на­званных им атомами (от греч. atomos - неделимый). Атомы, по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) невозможно, но их существование можно осознать разумом.

Зенон считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апорий, доказательств, направленных против признания ис­тинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», со­гласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии по­коя. После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояний покоя может возникнуть движение. Он старает­ся подвести к выводу об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие его апории, как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».