Главные принципы конфуцианства

  1. Принцип «жень», т.е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
  2. Принцип «ли», т.е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
  3. Принцип «чжен-мин», т.е. исправление имен. В обществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своего знания и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
  4. Принцип «цзюнь-цзы», т.е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов – обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
  5. Принцип «вэнь», т.е. образованность, просвещенность, духов­ность в сочетании с любовью к учению и нестес­нительностью в обращении за советами к нижестоя­щим.
  6. Принцип повиновения старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не призирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».
  7. Принцип нравственого авторитета правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил пове­дения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

Соединение идей о гармонично упорядоченном об­ществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской сторо­ной превалировала этико-политическая. Великий ки­тайский мыслитель решал «вечные» вопросы совре­менной ему жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов. На фоне этого общете­оретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.

Формула Конфуция: «Управлять — значит по­ступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчи­ненных. Оно стало одним из определяющих принци­пов социальной жизни, вошло в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.

Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам он ничего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») записаны в форме вопросов и ответов мудрые мысли и наставления философа.

Отличие конфуцианства от даосизма:

1. Конфуцианство - учение рационалистическое. В даосизме весьма велико мистическое начало.

2. Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу, даосизм - как существу природному: его эмоциям, инстинктам.

3. Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев. Даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.

Основоположник школы моизма Мо-цзы или Мо Ди (479-400 до н.э.), родившийся в год смерти Конфуция и ставший затем решитель­ным идейным противником конфуцианства, понимал «всеобщую (взаимную) любовь», на­правленную прежде всего от «я» к другим. Он считал, что предопределенной судьбы нет, призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе. Со II в. до н.э. школа моистов перестала существовать как самостоятельное идейное движение.

Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н.э., укоренился и стал фактически третьей религиозной системой, причем в стране за многие века сформировалось несколько школ собственно китайского буддизма. Одной из которых является школа чань - буддизма (чань- «медитация»). Цель чань-буддизма является медитация и самораскрытие человека. Конечной целью медитации было достижение особого состояния: «просветления».

Основоположник легизма – школы «законников» («фацзя») Шан Ян (390-338 до н.э.) разработал теорию деспотического государства и сформулировал основную концепцию легизма об управлении обществом и государством. Выступая против конфуцианства, он утверждал, что человеколюбие причина всех проступков, что политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Программа законников (легистов) была реализована в эпоху правления Цинь Ши-хуанди.

В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Отличие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.

 

 

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «инь» и «ян»?

2. Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?

3. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?