Характерные учения индийской философии

- сансара - философское учение о перевоплощении души;

- карма - предопределенность человеческой жиз­ни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки;

-мокша - высшая ступень нравственного совер­шенства души, которого необходимо добиваться в земной жизни;

- ахимса - единство всех форм жизни на земле, ненасилие и не причинение зла всему окружающему.

Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии – даршаны – на две большие группы:

1. Ортодоксальные (т.е. признающие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика[37].

2. Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Чем объяснить деление индийской философии на периоды?

2. Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?

3. Назовите основные заповеди буддизма.

 

2.4. Древнекитайская философия

 

Философское знание в Древнем Китае, как и во всех культурах мира, зарождалось в недрах мифологических представлений и на начальном этапе активно опиралось на них. Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом, его проблемы за­нимают центральное место в китайской философии.

Возникновение китайской философии относят к I тысячелетию до н.э. Древнекитайские мыслители в VIII-V вв. до н.э. уже выделяли пять стихий или первоэлементы природы: воду, огонь, металл, дерево и землю. В древнекитайской мифологии предпринимаются попытки объяснить окру­жающий мир из него самого. В объяснении происхождения Вселен­ной наблюдаются зачатки натурфилосо­фии. Частично мифы сохранились в поздних воззре­ниях и органически вошли в древнекитайские космо­логические концепции. Это, прежде всего, относится к духам (или божествам) Ян (активная мужская сила) и Инь (пассивная женская сила). Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, обретая характер космических сил, находятся в постоянном взаимном стремле­нии друг к другу и взаимодействии, благодаря чему образуется все на свете, в том числе мироздание, человеческое общество, идеи, культура, мораль. Считалось, что некогда не было ни неба, ни земли и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос — из него роди­лись два духа Инь и Ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, Инь — землей.

Древнекитайские мыслители использовали поня­тия «Инь» и «Ян» для выражения многих противо­положных и сменяющих друг друга явлений. Важным моментом в первых философских постро­ениях Древнего Китая было признание обратной связи между этими понятиями и­ человеческой жизнью, общественны­ми явлениями. Считалось, что если люди действуют в согласии с естественной закономерностью, отраженной этими понятиями, то и в обществе, и в отдельных индивидах царят спокойствие и порядок, но если тако­го согласия нет, то страна и все в ней приходят в смятение. И наоборот — неурядицы в обществе создают помехи для естественных проявлений Инь и Ян, для нормальной самореализации. Эти космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев и были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»).

В период с V-III вв. до н.э. происходит дальнейшее развитие китайской философии. Это период возникновения так называемых «ста философских школ», среди которых особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм - школа законников (Шан Ян).

Центральной идеей даосизмабыла теория дао. Основоположником даосизма считают Лао-цзы. Китайское слово «дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и человеческого поведения. Обычно его переводят как «путь». Главным произведением Лао-Цзы был труд «Дао дэ цзин» («Учение о дао и дэ»), то есть о вечном пути (дао) всех вещей и его предметных проявлениях (дэ). В философии Лао-цзы, обращается внимание на единство человека и неба. По Лао-Цзы, в мире существует единый и общий для всех вещей путь (дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека как утверждал основоположник даосизма - следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Целью учения Лао-цзы, было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмеши­ваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма- теория недеяния.ПоследователемЛао-цзы являлся Чжуан-цзы (369 -286 до н. э )

Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, изложенная в конфуцианстве. Основоположником данной философской концепции был Конфуций. «Аналекты Конфуция», посмертный сборник высказываний философа, дает представление об учении философа.