Древнеиндийская философия

 

В первых священных книгах Индии - Ведах (с санскр.- знание) наряду с религиозными идеями, излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды создавались племенами арийцев, которые пришли в Индию в ХVI в. до н.э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии (Упанишады). Религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии. Это идеи о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма).

Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии - эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости. Впервые прозвучавшая фраза в Махабхарате «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого Л. Ведическая литература содержит знание из других областей: земледелия, медицины, астрономии, ремесла, военной техники.

Ведическая религия политеистична: мифология содержит 33 высших бога, в ряде древних книг их количество достигает до 333. В начале I тыс. возникает брахманизм, поскольку усложнение культа ведической религии перестает устраивать жителей бурно развивающихся городов. Изменились состав и характер богов, хотя четкой иерархии еще не было выработано. Освещая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа.

Первое движение, которое поставило под сомнение ведические ценности был джайнизм (VI в. до н.э.). После V в. до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение буддизма. Основатель - Гаутама Шакьямуни (Будда 560-483 гг. до н.э.). Согласно его учению, все в мире «преходяще», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не про­ходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь, после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступе­ни. Главной идеей буддизма была попытка преодоления варно-кастового строя, где путь к спасению был открыт только для брахманов-жрецов.

Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана - великое освобождение. К основным заповедям философии буддизма отно­сятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудрен­ным, не употребляй алкоголь, т.е. те ценности, которые заключены в самом человеке и не зависят от богатства и знатности. Тем самым буддизм призывал к активности направленной на свою жизнь.

Главные идеи философии Будды:

1. «Четыре благородные истины»;

2. Теория причинности;

3. Непостоянство элементов;

4. «Срединный путь»;

5. «Восьмеричный путь».

Как понимать эти основные положения буддизма?

«Четыре благородные истины»:

1) жизнь – это страдание;

2) причина страданий – это бесконечные желания и стремления к удовольствиям;

3) избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем;

4) для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать пути нравственного совершенствования, указанного Буддой.

Теория причинности. Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.

Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий.

«Срединный путь». Будда призывал к умеренности и избегать крайностей.

«Восьмеричный путь». Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формирование: правильных взглядов; правильного стремления; правильной речи; правильного поведения; правильного образа жизни; правильных стремлений; правильных помыслов; правильного созерцания и избавления от желаний.

Именно этот путь, согласно Будде, ведет к цели. Исполняя эти заповеди, по учению Будды, человек способен достичь состояния нирваны. Нирвана – это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, нирвана – это полнота бытия, его существование исполнено совершенства. Охарактеризовать этот путь попытался индийский поэт Калидаса: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».

Полагают, что сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал свое учение. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности, направив ее на свою жизнь. Это активность не за место под солнцем, а борьба с чуждым в самом себе. Основные положения отражены в одной из книг буддизма – «Дхаммападе»[36].

В Индии буддизм распространялся постепенно. В III в. до н.э. царем Ашокой буддизм был принят в качестве государственной религии. В I в. н.э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница). Хинаяна предназначалась для просвещенного меньшинства, махаяна представляла собой вульгаризированное учение Будды, адресованным тем, кому был недоступен безличный бог. В средние века буддизм становится одной из мировых религий.

Ведическая же религия и брахманизм свое дальнейшее развитие получили в индуизме, который сформировался в I тыс. н.э. Центральное место в пантеоне занимает «троица» или триединый образ («тримурти»: Брахма, Вишну и Шива), символизирующий творение мира, его существование и гибель. Индуизм стал синтезом видоизмененного брахманизма и местных культов этнических групп Индии. Индуизм принял форму религии повседневности. Дж. Неру считал, что смысл его можно выразить так: живи и жить давай другим. В индуизме отсутствует обязательная система вероучения, церковная организация, единый руководящий центр. Существует известная терпимость к отклонениям от религиозных догматов, но чрезвычайно сильны требования к общественной, семейной и личной жизни многочисленных каст и подкаст на которые индуизм разбивает население, и эти традиции до сих пор считаются незыблемыми. Попытки реформирования индуизма предпринимались писателем и общетвенным деятелем Р.Тагором, лидером национально-освободительного движения в Индии М.Ганди и др. Современные индийские философы проповедуют соединение западной науки и техники с духовными ценностями Востока.

Таким образом, в развитии индийской философии можно выделить следующие периоды:

1. Ведический период (ХVI –VI вв. до н.э.)

2. Классический или брахмано-буддийский (VI вв. до н.э. до Х в. н. э.)

3. Послеклассический.