Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?
2. Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии?
«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».
3. В истории науки в период XIV - XX в.в., на становление математики, физики, химии большое влияние оказала философия, в равной степени, как вышеназванные науки способствовали развитию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль сыграла ограниченность метафизического, механистического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже XIX - XX вв. Как отразились новейшие научные открытия XX века на развитии философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, А. Эйнштейн, М. Борн.)
4. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию».
- Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Г.В. Ф. Гегеля?
- Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?
5. Разделяете ли Вы позицию Г. Фихте?
«...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он всё же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится».
6. Какая, на Ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б.Рассела?
«…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».
7. Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и Вашей жизненной позиции?
1.12. Тестовые задания
(третий уровень понимания материала)
1. Выделите предмет философии:
1) человек и его место в мире;
2) природа и ее законы;
3) общественно-исторические процессы;
4) универсальные законы и принципы.
2. Философия может быть определена как:
1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;
2) мудрость вообще;
3) совокупность нравственных учений и норм;
4) система религиозных учений о мире и человеке.
3. Какое определение материи раскрывает ее сущность?
1) материя – то, из чего все состоит;
2) материя – объективная реальность, существующая независимо от сознания;
3) материя – основная субстанция, первоматерия;
4) материя – комплекс «моих ощущений».
4.Онтология — это философское учение:
1) о бытии;
2) о ценностях мира;
3) о происхождении вселенной;
4) о доказательства.
5. Гносеология — это философское учение:
1) о познании мира;
2) о непознаваемости бытия;
3) о знании вообще;
4) раннего христианства.
6. Метафизика - это
1) физика;
2) философия;
3) религия;
4) математика.
7.Укажите понятие, которое можно отнести к философской категории.
1) элементарная частица;
2) информация;
3) система;
4) слово.
8. Чем отличается философия от мифологии и религии?
1) учением об авторитетах;
2) рационально-теоретическим представлением о мире;
3) образностью представлений;
4) учением о сверхъестественном.
9. Укажите философское определение «природы».
1) природа – это географическая среда;
2) природа – это вся Вселенная;
3) природа – это материя;
4) природа – это биосфера Земли.
10. Материалистическая точка зрения:
1) сознание есть свойство высокоорганизованной материи;
2) сознание свойство всей материи;
3) сознание материально;
4) сознание человека – это проявление мирового духа.
11. Выделите философский метод познания, который относится только к теоретическому уровню.
1) наблюдение;
2) анализ;
3) измерение;
4) моделирование.
12. Выделите философский метод познания, который применяется только на эмпирическом уровне.
1) восхождение от абстрактного к конкретному;
2) синтез;
3) абстрагирование;
4) эксперимент.
13. Какое суждение с современной философской точки зрения верно?
1) цель оправдывает средства;
2) основа мира - это число и гармония;
3) материя и сознание – две основы бытия;
4) все наши знания только гипотезы и таковыми останутся.
Модуль 2. ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ, ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ И АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Вы будете изучать:
· Общие закономерности философии Востока и Запада.
· Философию Древней Индии и ее главные философско-религиозные направления.
· Философию Древнего Китая и ее основные философские школы.
· Философию Античности натурфилософского периода, классического и периода эллинизма.
Цели модуля:
· Дать основное представление о философии Востока и Запада..
· Изучить тенденции развития философских школ Древней Индии, Древнего Китая и Античности.
· Дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада.
· Показать самоценность философской мысли и Востока, и Запада.
После изучения модуля Вы сможете:
· Знать персоналии и терминологию философии Индии, Китая и Античности.
· Выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада.
· Знать специфику философских школ Индии, Китая и Античности.
· Выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада.
· Ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.
Литература