Философские методы
1) восхождения от абстрактного (лат. abstractio-отвлечение, удаление) к конкретному (лат. concretus-сросшийся, твердый) и от конкретного к абстрактному;
2) идеализации (греч. idea-образ, вид, понятие, мысль) - создания идеальных (мысленных) объектов;
3) аксиоматический (греч. axioma-принятое, бесспорное) метод - принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе;
4) эмпирический (греч. empeiria - опыт) и др.
Кроме того, в философии широко используются общелогические методы.
Общелогические методы.
1) анализ (греч. analysis- разложение, расчленение)- разложение целого на составляющие части;
2) синтез (греч. synthesis- соединение, составление) - обобщение, сведение частей в единое целое;
3) индукция (лат. inductio- введение)- выведение общего умозаключения из частного;
4) дедукция (лат. deductio-выведение)-выведение частного умозаключения из общего;
5) аналогия (греч. analogia-сходство) - выведение заключений об одних свойствах объектов на основе соответствия, сходства их других свойств.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Какие методы относим к универсальным теоретическим методам познания, общенаучным, общелогическим?
2. Какие философские категории вошли в понятийный аппарат современной науки?
3. В чем отличие философских методов познания от методов частных наук?
1.8. Генезис философии
Термин «генезис» образован от греческого (genesis) и обозначает происхождение и развитие, то есть здесь пойдет речь о становлении философского знания.
Философские проблемы – это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру и какими переживаниями и заботами живет его мысль.
Развитие специальных наук, прежде всего научные революции приводят к смене картины мира[25]. Это в свою очередь ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественнонаучные открытия ХIХ века: клеточное строение организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина явились важными факторами смены метафизического взгляда на мир диалектическим.
Таким образом, в процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Выделим основные этапы генезиса философии, которые более подробно будем рассматривать во 2,3, и 4 модулях.
Этапы исторического развития философии
1. Индийская философия, китайская философия, античная философия – это этап становления древней философии. Для этого этапа характерным является космоцентризм (греч. kosmos - вселенная) – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (греч. anthropos - человек). В качестве ценностей являются истина, добро и красота[26].
2. Религиозно-христианской философии средних веков (V-ХV вв.) характерна теоцентричность (греч. theos - Бог) – природа и человек рассматриваются как творение Бога. Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностью – спасение души.
В период Средневековья с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как «служанка богословия». Культура носила символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории[27].
3. В эпоху Возрождения (XV-XVIвв.) философия взаимодействует с искусством и закладывает основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. В античном и средневековом обществах не было достаточных стимулов для развития науки. В Европе в ХVI-ХVII вв. формируется наука как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира[28].
4. Философия Нового времени (ХVII в.) подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. (Стремление людей средневековья спасти свои души имело и оборотную сторону: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию). Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей.
Потребностью Нового времени, эпохи развития капиталистического способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени – человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания, где на смену средневековому образу и символу приходит Логос – разум. Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.
В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществляется на основе научного антропоцентристского подхода. Новоевропейский рационализм разделил мир на познающего активного субъекта и остальной мир. В этот период утверждается представление безграничного господства человека в мире, что имело негативные практические последствия в ХХ веке[29].
5. ХVIII в. в европейских странах принято называть эпохой Просвещения.Просвещением называют течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры), в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители философии Просвещения полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей, и что путем просвещения, возможно переустроить общественный порядок на разумных началах[30].
6. Немецкая классическая философия (XVIII-XIX в.) дает обоснование научного статуса философии. Г. В. Ф. Гегель (I770 -1831 г.) охарактеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. По Гегелю, философия есть «познание Вселенной как единой органической целостности». Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовала превращению философии в методологию[31].
7. Постклассическая европейская философия (XIX - XX вв.) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным можно отнести: марксизм, позитивизм, структурализм и др.; к иррациональным можно отнести: экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др.[32]
В марксизме в отличие от предшествующей философии, получило развитие материалистическое понимание общественного развития как естественноисторического процесса. Диалектико-материалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления.
Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру. Так, например, в качестве важнейшей ценности выдвигает категорию соборности. Соборность понимается как органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания общества.
8. Современная(ХХ-ХХI вв.)западноевропейская философия представлена направлениями, которые доминировали в философии начала ХХ столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т.д. Основными тенденциями современного философского мышления являются сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии. Философская мысль ХХ-ХХI вв. выдвигает целый ряд новых идей, в частности, идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над изучением больших человеческих общностей. Можно утверждать, что западно-европейская философия в значительной степени стала антропологией[33].
Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления человеком знаний о мире. Емко и кратко этот процесс характеризовал Гегель: «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли»[34]. Само собой разумеется, что знание о мире, человеке и его отношение к миру изменяется от одной исторической эпохи к другой.
Таким образом, философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия и познавательной деятельности человека. Вследствие этого, философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, встающие перед человечеством в ХХI веке. Это сущность и перспективы научно-технического прогресса, организация социальной жизни и международное сотрудничество, экологические, демографические и иные глобальные проблемы современности.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что повлияло на смену метафизического диалектическим взглядом на мир?
2. Почему в процессе становления и развития философии менялся и круг ее проблем?
3. Как эволюционировал взгляд на предмет и функции философии в процессе её становления и развития?