Методы философских исследований
Методы философских исследований имеют ряд особенностей, отличающих их от методов других наук. Философские методы основаны на более высоком уровне обобщения, чем методы частных наук. Частные науки, обобщая факты, создают понятия - суждения о существенных свойствах объектов. Философия оформляет свои выводы при помощи категорий - предельно общих понятий. Таким образом, мы можем дать определение философскому методу.
| философский метод (греч. methodos – путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительнности. |
Если единицей познания частных наук является конкретный единичный факт, то единицей философского познания выступает философский факт - уже произведенное частными науками обобщение единичных фактов. Другими словами, философия делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Высший уровень обобщения в философии достигается при помощи универсальных (всеобщих) теоретических методов познания - диалектики и метафизики. При этом диалектика выступает как учение о наиболее общих закономерностях развития, бытия и познания, как общий метод освоения действительности. Метафизика же является противоположным ей способом мышления и познания. Особенностью метафизики является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира. Помимо указанных методов философия включает в себя: сенсуализм, рационализм, иррационализм и др.
Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.) [22]
Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.) [23]
Иррационализм — философский метод, который отрицает или по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.)[24]
Философия сама выступает в качестве методологии - учения о способах познания для других наук. Кроме всеобщих методов познания, в рамках философии (гносеологии и логики) разрабатываются и общенаучные методы, включающие и эмпирические методы познания действительности.