КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО «ОСНОВАМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
Лекция 1. Экспериментальная психология как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Психологическое исследование и его специфика. Методологическое обеспечение психолого-педагогических исследований
Актуальное состояние экспериментальной психологии. Предмет и задачи экспериментальной психологии. Связь теории метода с методологией научного познания.
Развитие экспериментальной психологии и дифференциация понятий «метод» и «методика исследования». Метод как способ сбора данных. Психологические методики и проблема выделения психологических переменных. Типы эмпирических данных в психологии.
Естественнонаучное и психологическое исследование. Теория и ее структура. Научная проблема. Гипотеза. Основные общенаучные исследовательские методы. Классификация методов психологического исследования.
Экспериментальная психология - научная дисциплина, занимающаяся проблемами эмпирических психологических исследований. Предмет экспериментальной психологии – система психологических методов, особенно эмпирических. Все эмпирические методы подчиняются требованиям теории эксперимента.
Задачи экспериментальной психологии:
1. Выработка единого взгляда на предмет экспериментальной психологии.
2. Уточнение сути соотношений между теорией и экспериментом, между принципами верифицируемости и фальсифицируемости.
3. Разработка единых методологических подходов к проблемам психологических измерений.
4. Проведение исследований, вносящих вклад в фундаментальную общепсихологическую теорию.
Метод научного исследования - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, признанной научным сообществом обязательной нормой, регулирующей поведение исследователей. Б.Г. Ананьев определял метод психологического исследованиякак системы операций с психологическими объектами.
Методика психологического исследования – метод, описанный относительно конкретных условий в форме технологии.
Методология научного познания – набор основополагающих принципов, определяющих общую стратегию исследования. На основе методологических принципов разрабатываются конкретные методы исследования.
Методологические принципы экспериментальной психологии:
Общенаучные методологические принципы:
· Принцип детерминизма (поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы).
· Принцип объективности (объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие).
· Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
Cпецифичные для психологии принципы:
· Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
· Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Принцип развития. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
· Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы.
Переменная в психологическом эксперименте - это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены, зафиксированы.
Выделяют следующие виды переменных:
- независимые переменные (НП);
- зависимые переменные (ЗП);
- побочные переменные (ПП);
- дополнительные переменные (ДП);
- смешивающиеся переменные (СП).
Независимая переменная (НП) - экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор - управляемая (переменная), т.е. активно изменяемая исследователем.
Зависимая переменная (ЗП) - переменная (любое психическое явление, характеристика), вариации которой рассматриваются как следствие ответа на экспериментальное воздействие (НП).
Проблема выделения независимой переменной предполагает следующие аспекты:
- выделение из экспериментальной гипотезы таких следствий, физическая проверка которых подразумевает управление некоторыми условиями или контроль независимой переменной как причинно действующего фактора;
- обоснование контролируемой (управляемой) переменной как психологической, т. е. включение ее в причинную связь на уровне психологического объяснения;
- возможность реализации причинного воздействия с точки зрения практического применения в научных целях.
Выделяются следующие виды независимых переменных(НП) как основания задания экспериментальных условий (Кэмбелл Д., 1980):
- управляемые переменные, или факторы: метод обучения, стимульные условия, отдельные стимулы;
- потенциально управляемые переменные, которые исследователь мог бы изменить, но не делает этого из-за сложности изменения условий: система школьного образования, предметы.
- относительно постоянные аспекты социального окружения: социально-экономический уровень, населенный пункт, школа и т. д.
Они выступают как основания разбиения испытуемых на группы как уровни воздействия независимой переменной:
- «оргазмические» переменные - пол, возраст и т. д., определяющие возможность подбора групп, эквивалентных или отличающихся по этой характеристике;
- тестируемые или измеряемые переменные, т. е. весь тот арсенал психологических методик, по данным которых возможны классификации или выделение испытуемых в отдельные группы.
Типы эмпирических данных:
L - данные (от англ. life record data) – данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, например: успеваемость, дисциплина, обращение к врачу и т. д., а таже путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых. «L»-данные также часто используются как внешний критерий, относительно которого измеряется валидность результатов, полученных с помощью других методов.
Q- данные – это данные. Полученные при изучении личности с помощью личностных опросников, методов самооценок, самоотчетов, анкет, шкал самооценок состояний.
Т- данные - данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или экспертам.
Научная теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории: 1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п. 2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов. 3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы. 5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основных положений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Научная проблема– противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.
Гипо́теза(др.-греч. ὑπόθεσις — предположение; от ὑπό — снизу, под + θέσις — тезис) — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а также, если она соответствует другим научным критериям. Психологическая гипотеза – предположение, сформулированное относительно определенных аспектов психической реальности в рамках тех или иных психологических представлений.
В структуре общенаучных методов чаще всего выделяют три уровня:
· методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;
· методы теоретического познания (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному);
· общелогические методы и приемы исследования ( анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия. Моделирование, системный подход, вероятностно-статистические методы).
По сущности реальности, с которой взаимодействует исследователь методы исследования делятсяна: теоретические, эмпирические, моделирования и интерпретационные (В.Н. Дружинин)
Теоретические методы: субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования). Результат применения теоретических методов - это знание о предмете в форме описания на естественном языке.
Теоретическими методами психологического исследования, по Дружинину, являются: 1) дедуктивный – размышления от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон; 2) индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.
Эмпирические методы- осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта посредством показаний приборов, состояний субъекта, памяти компьютера, продуктов деятельности и др. Делятся на неэкспериментальные (наблюдение, измерение, коммуникативный метод (интервью, беседа), архивный метод, контент-анализ, проективный метод, метод анализа продуктов деятельности) и экспериментальные (собственно эксперимент)