Функции философии

 

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.

1. Мировоззренческая функция. Обобщая представления людей о су­ществующем мире, философия создает систему взглядов о мире и о месте человека в этом мире с аб­страктно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отли­чие от всех других видов и уровней мировоззрения. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим пред­метом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции приводят к смене картины мира, что в свою очередь ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественнонаучные открытия XIX в.: клеточного строения организмов, закона сохранения и пре­вращения энергии, эволюционная теория Дарвина явились важными факторами смены метафизического мировоззрения на диалектическое.

2. Гносеологическая функция(напомним: от греч.gnosis- знание). В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о дейст­вительном мире составлять верное отражение действительности? Этот теоретико-познавательный, гносеологический вопрос де­лит философов на агностиков (греч.- отрицание и gnosis - звание) и гностиков[14], не сомневающихся в познавательных возможностях человека, в его способности раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, составить более или менее верную картину мира.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалисти­ческое направления. Сторонники эмпиризма, (греч. empeiria -опыт) единственным источником знания считают опыт, основан­ный на чувственном познании, недооценивая активную роль в по­знании теоретического мышления[15]. Сторонники рационализма (лат. ratio-разум) абсолютизируют роль абстрактного мышле­ния, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Очевидно, оба эти направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека. (Подробнее об этом будем говорить в 3 модуле.)

3. Методологическая функция, заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, ис­следует наиболее общие пути, способы познания мира.

4. Интегративная функция.Знания доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную систему. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своего места в научном сообществе.

5. Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», про­поведуемый многими философами со времен античности свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструктивная критика, основывающаяся на диалектическом отри­цании, а не абстрактный нигилизм.

6. Аксиологическая функция (греч. axia - ценность) выражается в ее ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуе­мого объекта с точки зрения самих различных ценностей: соци­альных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Осо­бенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохра­нить из старых ценностей[16].

7. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу —объяснять социальное бытие и способст­вовать его материальному и духовномуизменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изме­нения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлю­щих концепций интеграции и консолидации человеческого обще­ства. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллектив­ные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько она играет адаптационную и жизнеутверждаю­щую роль для каждого индивида, способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и цель жизни. Таким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия и каждый должен сделать свой выбор[17].

8. Прогностическая функция филосо­фии, предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. Это, своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» Циолковского, Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция Вернадского, и др[18].

Следует подчеркнуть, что все функции философии взаимосвязаны. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. Вместе с тем, только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

Разумеется, этими функциями содержание философии не исчерпывается. Наряду с перечисленными, другие авторы выделяют еще и теоретическую, онтологическую, интерпретаторская, конструктивно-ценностная, логическую,

эвристическую, герменевтическую, чувственно-эстетическую, культурно-воспитательную, координирующую, интегрирующую и другие функции философии[19].

Следует отметить, что философия хотя и не дает однозначных ответов, но учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в более продуманное, обоснованное миропонимание, мировоззрение. Важность выполняемых философией функций подчеркнем проницательным высказыванием русского философа Г.Челпанова: «…самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний»[20].

Вопросы для самопроверки

(первый уровень воспроизведения материала)

1. Охарактеризуйте функциональное назначение философии.

2. В чем различие и единство эмпирического и рационального методов познания действительности?

3. Какая функция философии, на Ваш взгляд, не в полной мере работает сегодня в России?