АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В данном задании студенты знакомятся с простым ассоциативным экспериментом, описанным Корниловым К.Н. в практикуме по экспериментальной психологии в 1927 году, прямым (свободным), направленным, цепным ассоциативными экспериментами. Цель задания -ознакомиться на примерах с различиями, существующими в интерпретации полученных результатов исследований в зависимости от теоретических взглядов учёных.

Понятие об ассоциации. В широком смысле слова под ассоциацией следует понимать все случаи соединения двух или нескольких реакций в один общий процесс, какую бы форму это соединения ни принимало и какие бы части реакций ни вступали между собой в связь. Между тем словесные ассоциации – только частный случай общего закона связи реакций. Только благодаря действию ассоциации оказываются возможными все сложные формы поведения, всякая связь между отдельными разрозненными актами организма. На этом законе фактически основывается и всё учение об условных рефлексах. Всё поведение человека оказывается пронизанным ассоциативными связями реакций, идущими во всех направлениях и организующими решительно все процессы организма.

В основе ассоциативного объединения реакций лежит физиологический закон, определяющий деятельность коры головного мозга. Суть этого закона заключается в том, что, если одновременно в коре возникают два или несколько очагов возбуждения, между ними устанавливается связь, как бы прокладываются новые пути между центрами. « Если два элементарных нервных процесса действовали одновременно или непосредственно один за другим, то один из них, повторяясь, стремится распространить своё возбуждение и на другой» (Джемс).

Поэтому следует различать одновременную и последовательную ассоциацию. Одновременно ассоциативной связью объединены координированные группы привычных движений, например, при произнесении слова, при работе и т.п. Последовательно соединены между собой цепи реакций, длинные связи рефлексов, следующих один за другим и сменяющих один другой. Примером может служить последовательная смена движений при письме, при ходьбе и т.п.

Далее следует различать ассоциацию ещё по тому способу, каким объединяются две реакции. Возможно объединение реакций по сходству, по смежности и т.п. В основе всякой ассоциации лежит совпадение во времени (в смысле одновременности или последовательности) двух реакций. Это и следует считать основным законом ассоциации. Существеннее для экспериментального исследования оказывается другое различение – различение между сенсорной и моторной ассоциации. Здесь следует иметь в виду либо связь, объединяющую рецепторные моменты двух реакций, либо связь между моторными, двигательными частями 2-х рефлексов. Наконец, возможна сенсомоторная ассоциация, т.е. связь, объединяющая сенсорную часть одной реакции с моторной частью другой. (Корнилов К.Н., 1927)

Ассоциативные методы в экспериментальной психологии зарекомендовали себя достаточно прочно ещё с конца Х1Х века, хотя изучение ассоциаций началось достаточно задолго до возникновения научной психологии и восходит к трудам Аристотеля и Т.Гоббса. Ассоциативный эксперимент впервые описан и систематизирован Ф.Гальтоном (1879) в связи с задачей изучения «ассоциации идей». В дальнейшем он получил развитие в исследованиях Э.Крепелина (1892), К.Юнга (1906), Г.Кента и А. Розанова (1910), В.Вундта (1911), К.Н.Корнилова(1927), А.Р.Лурии (1932), Д.Раппопорта с сотр. (1946).

Стимульный материал ассоциативного эксперимента состоит из списка не связанных между собой слов (слова-стимулы), при прочтении каждого из них обследуемый должен как можно быстрее произнести первое пришедшее на ум слово (слова – ассоциации). Фиксируется время реакции и любые другие особенности поведения обследуемого.

Интерпретация полученных результатов зависит от теоретических взглядов исследователей, использовавших ассоциативный эксперимент.Психоаналитическое движение использует метод ассоциаций для выявления содержания подсознательного. Так согласно К. Юнгу, по характеру ассоциаций, времени реакций, общему поведению обследуемого можно судить о его скрытых аффективных комплексах. Таким образом, расчёт ясен: У кого что болит, тот о том и говорит». А если не говорит? Значит пауза… Значит, об этом говорить не хочет, выходит, что-то скрывает. Специальная машина, «детектор лжи» фиксирует это четко и беспристрастно, да и улавливает едва заметные вегетативные изменения. Инициатива применить её для такой цели также принадлежит Юнгу. Д.Раппопорт используя данный эксперимент имел двоякую цель: помочь в обнаружении нарушений процессов мышления и подсказать значимые области конфликта. В отечественной психологии, один из основателей реактологии, К.Н.Корнилов. Основным элементом психики им было предложено считать реакцию. В ней объективное и субъективное нераздельны. Реакция наблюдается и измеряется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Но, к сожалению, вся экспериментальная работа свелась только к изучению скорости и силы мышечных реакций. А.Р. Лурия,в 20-е гг. ХХ в., предложил для диагностики «скрытых следов аффекта» так называемую «сопряженную моторную методику», которая представляла собой модифицированный вариант ассоциативного эксперимента. Испытуемый одновременно со словесным ответом должен был выполнять определенные движения двумя руками (например, нажимать указательными пальцами обеих рук на два телеграфных ключа). Наличие «скрытых следов» аффекта констатируется при этом на основе не только анализа словесных ответов, но и исследования» гармоничности (дисгармоничности) связи возникающих моторных реакций со словесными ответами. Первоначально применялся в судебной практике с целью выявления ложных свидетельских показаний, а также в психиатрии. Большинство же исследователей сегодня склонны рассматривать ассоциативный эксперимент в качестве индирективного приёма изучения интересов и установок личности. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление таких проективных методик, как «Завершение предложения».

 

Ассоциация словесных реакций.

Совершенно особый тип реакций представляют собой так называемые словесные или речевые реакции - основа наиболее сложных процессов психической жизни; именно здесь мы ближе всего подходим к проблеме экспериментального изучения содержания психической жизни.

Обычно каждый «мыслительный» процесс, воспроизводящий те или иные ситуации из прежнего опыта, основывается на сложных законах ассоциации реакций этого вида – остатков слышанных или высказанных ранее слов. Поэтому каждый процесс интенсивного мышления заключает в себе и некоторые мельчайшие движения речевого аппарата, едва – едва воспринимаемые с помощью особых приспособлений. Именно благодаря тому, что всякое мышление заключает в себе некоторые элементы словесных реакций, из которых одни влекут за собой (ассоциируют) другие, мы можем подойти и к экспериментальному исследованию этих процессов.