ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Министерство образования Московской области
ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
Кафедра психологии
Р. В. Ершова
ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
КОЛОМНА 2013
УДК 15 (075.8) | Рекомендовано к изданию редакционно- |
ББК 88.3я73 | издательским советом ГАОУ ВПО |
Е80 | «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» |
Ершова Р.В.
Е 80 ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: учебно- методический комплекс /Р.В. Ершова – Коломна: МГОСГИ, 2013, - 81с.
Учебно-методический комплекс включает в себя тематический план курса «Основы экспериментальной психологии» для студентов обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», в нем представлены подробное содержание лекционных занятий и перечень основных понятий по теме; планы семинарских занятий с вопросами для подготовки и заданиями для самостоятельной работы студентов; а также зачетное задание к курсу. В УМК также включены тематика контрольных работ по курсу, тесты для самопроверки, перечень экзаменационных вопросов, даны критерии оценки качества выступления студента на практическом занятии, методические рекомендации для студентов и преподавателей, список основной и дополнительной литературы по курсу « Основы экспериментальной психологии».
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех форм обучения, обучающихся на социально-психологическом факультете, преподавателей психологии, а также всех, кто интересуется вопросами психологии.
УДК 15 (075.8)
ББК 88.3я73
© Ершова Р. В., 2013
© ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | |
Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины | |
Структура и содержание дисциплины образовательные технологии | |
Образовательные технологии | |
Самостоятельная работа студентов | |
Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов | |
Компетентностно-ориентированные оценочные средства | |
Вопросы к экзамену по курсу «Основы экспериментальной психологии | |
Учебно-методическое обеспечение курса материально-техническое обеспечение дисциплины | |
Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
Приложение 1. Тематика практических занятий | |
Приложение 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов | |
Приложение 3. Задание для самостоятельной работы студентов | |
Приложение 4. Зачётное задание по экспериментальной психологии | |
Приложение 5. Как читать научные статьи | |
Приложение 6. Элементы научного анализа письменного текста | |
Приложение 7. Контрольные вопросы для самопроверки по курсу «Основы экспериментальной психологии» | |
Приложение 8. Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения | |
Приложение 9. Примерные вопросы итогового теста по курсу «Основы экспериментальной психологии» | |
Приложение 12. Конспекты лекций по «Основам экспериментальной психологии» | |
Приложение 11. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины для преподавателей |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана для студентов психолого-психологических специальностей. В настоящее время актуальность приобретает умение специалиста-психолога планировать и проводить собственно экспериментальное исследование в той или иной области психологических знаний. Современные социально-политические процессы в России привели к бурному росту интереса в сфере практической психологии, при этом отмечается снижение интереса к фундаментальным исследованиям и к их методам. К тому же культура психологического эксперимента в нашей стране традиционно была не на высоте. Как и всякий эксперимент, психологический эксперимент должен удовлетворять некоторым критериям научности с точки зрения применения нормативов исследования. Экспериментальный метод задает те «идеальные точки опоры», которые позволяют студенту разобраться в многообразии методических подходов в современной психологии. Необходимость введения курса «Основы экспериментальной психологии» обусловлена важностью тех знаний и умений, которые приобретает будущий специалист в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяющих выстроить систему профессиональных знаний, сформировать более адекватное представление о психологической природе явлений. Особое место курса «Экспериментальная психология» в профессиональной подготовке социальных педагогов обусловлено его положением в структуре учебного плана и связано с изучением методологических оснований психологического исследования, классификаций и характеристик эмпирических методов, процедур и организации психологического исследования, социально-психологических аспектов взаимодействия экспериментатора и испытуемого. Программа курса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.