Философия всеединства В. С. Соловьева
Самым выдающимся русским философом XIX века по праву считается Владимир Соловьев (1853-1900). Он был еще студентом, когда в одном из своих писем пришел к такому выводу: «Наука не может быть последнею целью жизни. Высшая истинная цель жизни другая – нравственная (или религиозная), для которой и наука служит одним из средств». Свою жизненную задачу Соловьев видит в том, чтобы реформировать христианство, выявить его подлинную, гуманную сущность, облечь в современную форму, сделать всеобщим достоянием.
Соловьев называет свое учение философией «всеединства». Всеединство – это видение целостности мира, в котором нет отделения частей от целого, нет вражды и раздора. Опираясь на выдвинутую славянофилами идею «цельного знания», Соловьев делает вывод, что только с помощью такого знания можно познать всеединство. «Цельное знание» в философии Соловьева – это синтез религии, философии и науки (веры, мысли и опыта). В общественной жизни идея всеединства раскрывает себя как духовное единство людей, которое рано или поздно приведет к объединению всех церквей и национальностей. Социальный идеал Соловьева – «вселенская церковь», чуждая национализма и объединяющая все религии, что позволит приблизиться к высшей стадии в развитии истории – стадии «богочеловечества». Не будет большим преувеличением сказать, что замысел философии «всеединства» как раз и заключается в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникает «богочеловечество».
В книге «Чтения о Богочеловечестве» можно обнаружить очень своеобразное понимание христианства. Для В.С.Соловьева христианство есть не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке. Человек, пишет Соловьев, восходит от природного к духовному (от звере-человека к богочеловеку). В Христе – первом Богочеловеке, дано совершенное соединение двух природ, божественной и человеческой. Это же должно произойти и в человеческом обществе. Возвышенное, одухотворенное человечество должно превратиться в сотворца Бога и выполнить грандиозную задачу перевоплощения Вселенной. С точки зрения Н. Бердяева, на идее богочеловечества «лежит печать социальной и космической утопии, которой вдохновлялся В.С. Соловьев, он искал Царства Божьего на земле».
Учение о Богочеловечестве у Соловьева приводит к теме Софии. Учение о Софии (софиология) – особый раздел его системы. «Территориально» оно расположено на границе философии и богословия. Философский смысл софиологии состоит в более глубоком обосновании пантеизма, божественного присутствия в действительности, связанного с деятельностью в ней «души мира» или «премудрости Божьей». Следует особо отметить значение понятия «София» в построениях Соловьева; оно стало не только источником его философского и поэтического вдохновения, но и многих его последователей. С помощью этого понятия Соловьев стремится обозначить присутствие божества в этом мире. София обнаруживает себя в самых разных обличиях, она рассматривается то как совершенный мир (космос), то как безупречный человек (святой), то как идеальная, не имеющая недостатков социальная организация.
Идея всеединства применительно к общественной жизни также раскрывается Соловьевым и как союз людей, в основе которого лежит любовь человека к другому человеку. Вот почему в философии Соловьева так много внимания уделяется проблемам нравственности. В своей книге «Оправдание добра» он пишет, что именно любовь, добро есть те нравственные ценности, которые приближают человека к божеству. У Соловьева речь идет не просто о защите, оправдании добра как духовного явления, а скорее об утверждении его жизненно-практической целесообразности, как единственно возможного начала человеческого существования. Чем может быть оправдан человек перед лицом смерти? «Только мерой совершенного им добра» – утверждает Соловьев. Но если человеческое бытие оправдывается добром, то, стало быть, в добре и есть высшее предназначение человека. «Первично добро» – это главный принцип русской религиозной философии.
Критерием добра считается способность человека разделить с ближним его несчастье. Вот почему среди элементарных переживаний человека, лежащих в фундаменте нравственности, Соловьев прежде всего указывает на жалость, сострадание. Другой важнейший первоэлемент морали, отличающий человека от животного, – это чувство стыда. «Я стыжусь, следовательно существую» – говорил Соловьев, перефразируя Декарта. Наконец, третий необходимый компонент нравственности – это чувство благоговения, т. е. преклонения перед добром, Высшим абсолютом. Соловьев называет этот абсолют Богом, а чувство благоговения – религиозным чувством. Однако он признавал, что этот абсолют может носить и вполне светский характер. Благоговеть можно и не осеняя себя крестным знамением. Важно найти себе личный нравственный идеал.
Создавая свое учение о нравственности, Соловьев отталкивался от известного тезиса Канта, который считал, что мораль автономна, т. е. не зависит ни от каких внешних импульсов, а есть результат внутреннего повеления. Но Соловьев не отрицал целиком социальных основ морали. По его мнению, особенно на первых порах развития морального сознания нужны внешние нормы и запреты. Их дает право. «Право есть низший предел или определенный минимум нравственности». Что же касается максимума нравственности, «всеполноты» ее реализации, то это – любовь.
Соловьев создал оригинальную и глубокую философию любви как высшей духовной потенции человека. Нигде так не проявляется человечность, как в переживании любви. Любовь делает ненужными библейские заповеди: она не устраняет их, а впитывает в себя как нечто само собой разумеющееся. «Бог есть любовь» – вслед за апостолом повторяет Владимир Сергеевич Соловьев. Цель мировой истории – движение к «всеединству», единству Бога и возглавляемого человеком природного мира.