Антропологический материализм Л. Фейербаха

 

Философия Гегеля – высшая точка в развитии рационалистической философии. Она же и начало ее упадка, кризиса. Уже к середине XIX века гегельянство было подвергнуто критике с двух противоположных сторон: во-первых, со стороны материализма (Фейербах, Маркс) и, во-вторых, со стороны иррационализма (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).

Одной из главных тем творчества Людвига Фейербаха (1804–1872) была критика религии. По его мнению, не Бог создал человека, а человек создал Бога. «Бог есть то, кем человек хочет быть». Бог – продукт человеческого мышления, но со временем он обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо.

Критику религии Фейербах вел одновременно с критикой гегелевского идеализма, так как видел между ними глубокое родство. В книге «Сущность христианства» он писал: «Учение Гегеля, что природа порождена идеей, есть лишь рациональное выражение религиозного учения, что природа сотворена Богом, что материальный мир создан нематериальной сущностью». Критикуя идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу: «Природа существует независимо от сознания человека и от какой бы то ни было философии. Она есть то основание, на котором вырастают люди – продукты природы».

Фейербах считал, что религия и идеализм имеют один корень, одну основу: наделение самостоятельной сущностью одного из коренных атрибутов человека – мышления. Между тем мышление есть такое же естественное явление, как и другие проявления природы. Надо признать, – подчеркивает Фейербах, – что человек един в своей природе, что в нем нет ничего сверхприродного. Он отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого идеализма, рассматривающих человека, по преимуществу, как духовное существо. Человек у него – это не познающее мышление (Кант) и не «мировой разум» (Гегель), а реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств.

В работе «Основные положения философии будущего» Фейербах приходит к выводу, что предметом философии должен быть не дух, противопоставленный природе, и не природа, противопоставленная духу, а человек, в котором телесное и духовное начала находятся в единстве. Философия должна изучать человека, следовательно, она должна стать антропологией. У Фейербаха вера в Бога уступает место вере в человека, а любовь к Богу – любви к человеку.

Фейербах встал на защиту природно-биологического начала в человеке, от которого в значительной степени абстрагировался немецкий идеализм. Союзником в борьбе против идеализма Фейербах считал для себя естествознание. Кстати, многие крупные ученые – естествоиспытатели (биологи, врачи) с большим сочувствием отнеслись к его философии. К сожалению, человеческая природа понимается Фейербахом преимущественно биологически. Он концентрирует свое внимание на абстрактном человеке, для него не имеет особого значения ни историческая эпоха, ни национальная, классовая, профессиональная его принадлежность. Цели, желания, взгляды такого человека определяются его биологической природой и одинаковы для всех времен и народов. Фейербах при этом упускает из виду, что человек, будучи частью природы, есть также общественное существо, продукт исторического развития, что его сознание обусловливается теми социальными условиями, в которых живет и действует человек.