Абсолютный идеализм Гегеля

 

С конца XVIII века еще больше возрастает интерес к исследованию внеиндивидуального разума, т. е. общественного сознания, результатов духовного производства общества. Его продукты (научные теории, нравственные идеи, правовые нормы, религиозные ценности и т. д.) отделены от индивидуума, они существуют в рамках всей человеческой культуры.

Крупнейшим представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Путь от Канта к Гегелю – путь, на котором кантовское понимание разума как высшей способности человека, уступило место гегелевскому культу «мирового разума». Гегель полагает, что ничто истинно не существует, кроме целого. Единственной истиной для философии является целое, которое он называет Абсолютом, Абсолютной идеей (поскольку это мысль, мыслящая самое себя). По отношению к духовному развитию отдельного человека «Абсолютная идея» выступает как нечто объективное и первичное. Такая философская позиция называется объективным идеализмом. Гегель деперсонифицировал мышление, «освободил» его от реального носителя – человеческого рода. Подобно обычным человеческим идеям, которые первичны по отношению к продуктам человеческой деятельности, мировой разум Гегеля первичен по отношению ко всему существующему. Так мы подошли к центральному положению философии абсолютного идеализма – идее тождества разума и действительности (бытия и мышления). Суть этой идеи в том, что реальный мир понимается как проявление идеи, понятия, духа. Отсюда следует, что мир в основе своей разумен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму.

Нетрудно заметить, что гегелевский мировой разум очень напоминает бога, подобно ему мировой разум существует до возникновения природы, человека. Однако между ними имеются и определенные различия. Бог всегда равен самому себе, а мировой разум находится в состоянии непрерывного развития. Гегель создает учение о развитии мирового разума, называя его диалектикой. В своем развитии разум проходит три этапа, в связи с чем философская система Гегеля содержит три части: Логику, Философию природы и Философию духа.

Первый этап – это этап «доприродного» развития мирового разума, его развитие в «стихии чистого мышления». Свое содержание мировой разум раскрывает здесь в системе связанных и переходящих друг в друга понятий (категорий). Переход от одного понятия к другому происходит по определенным законам, законам диалектики. Из этих рассуждений можно увидеть, что Гегель под логикой понимает не обычную логику, изучающую законы человеческого мышления («субъективная логика»), а некую независимую от людей «объективную логику» или диалектическую логику. Диалектическая логика является второй, после идеи тождества, важнейшей идеей гегелевской философии.

Второй этап в развитии мирового разума – это природа, представляющая собой, по мнению Гегеля, «инобытие» мирового разума, «окаменевший дух». Философия природы – вторая часть философской системы Гегеля, по мнению большинства специалистов – самая слабая ее часть. Гегель плохо знал естествознание, поэтому у него встречается немало неточностей, ошибок. Гегель низко оценивает природу; он убежден, что в природе нет развития, есть лишь однообразное повторение одних и тех же состояний. Природа для Гегеля хотя и необходимое, но все же вспомогательное средство в процессе развития мирового духа. Природа нужна для того, чтобы из нее возник человек и вместе с ним человеческий дух.

На третьем, завершающем этапе развития мирового разума, происходит его возвращение к самому себе. Самопознание мирового разума осуществляется в различных видах человеческого сознания и деятельности. Третья часть системы – «Философия духа» – охватывает все формы проявления человеческого духа: это, во-первых, индивидуальное сознание; во-вторых – сфера общества; в-третьих – общественное сознание.

1) Первая, самая очевидная форма существования человеческого духа – это индивидуальное сознание. Гегель называет его «субъективным духом». Учение о нем включает в себя антропологию, психологию, логику (обычную).

2) Человеческий разум действующий в общественной жизни и регулирующий ее Гегель называет «объективным духом». К основным формам объективного духа он относит право, политику, нравственность. Подробнее остановимся на гегелевском понимании нравственности, которое очень нетрадиционно. Нравственность по Гегелю – это объективный дух, который управляет жизнью социальных общностей (семья, государство, общество). Высшей формой проявления нравственности, по мнению Гегеля, является государство. Гегель обожествляет государство («это шествие Бога в мире»), только с ним связывает осуществление свободы. Свобода трактуется Гегелем также чрезвычайно оригинально: она означает право подчиняться закону.

3) Формы общественного сознания (искусство, религию, философию) Гегель называет абсолютным духом. Его исследованию посвящено 8 из 14 томов сочинений Гегеля. Именно здесь вершина гегелевской философии, представляющая собой грандиозную попытку осмыслить культурно-исторический процесс. Именно на этой стадии развития мирового духа он приходит к вершинам самопознания. Самопознание осуществляется в трех формах: сначала в форме созерцания, затем в представлении и, наконец, в самой высшей форме (позволяющей понять сущность) – в понятийном мышлении. Дух в форме созерцания – это искусство, в форме представления – религия, в форме понятий – философия. Философия, по Гегелю, – это «конечный пункт» саморазвития мирового разума. В своей философии он видел последний, завершающей этап длинного пути самопознания духа.

Общий вывод (и величайший пафос) гегелевской философии состоит в признании разумности мира. «Все действительное разумно, все разумное действительно» – писал Гегель. Да, в мире есть зло и несовершенство, но они могут и должны быть преодолены с помощью разума. Таким образом, перед нами не только рационалистическая, но и оптимистическая философия.