Структура философского знания

 

Как любая развитая наука философия имеет свою внутрен­нюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не су­ществует жестких границ, их содержание пересекается, про­блемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

Важнейшим разделом философии является онтология (от греч. ontos - сущее и logos - слово, учение, наука) учение о сущем, учение о бытии. Онтология - это учение обо всём, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях - бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерыв­ность и непрерывность, движение, изменение и т.д[7].

В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучаю­щие наиболее общие закономерности существования опреде­ленных сфер бытия - природы, человека, общества. Такими подразделами являются философия природы, фило­софская антропология, социальная философия [8].

Философия природы, или натурфилософия[9] (от лат. natura —природа) - древнейший раздел философии. Его предметом яв­ляются основные закономерности существования природы. На­турфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физи­ческом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественнонаучным знанием. Важнейшей философ­ской проблемой изучения природы является вопрос о происхо­ждении физического мира.

Философская антропология (от греч. anthropos - человек) - философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изуча­ет проблемы происхождения человека, смысла его существова­ния, взаимоотношений человека с природой и обществом[10].

Социальная философия (от лат. socium - общество) - наука об основных законах существования общества. Разделы соци­ального знания, посвященные отдельным сторонам обществен­ной жизни, содержались во всех крупнейших философских уче­ниях со времен с античности. Однако выделение общества в ка­честве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматри­вает общество как систему (как совокупность взаимодейст­вующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами со­циальной философии в различных философских теориях высту­пают понятия «общая социология», «философия истории», «ис­торический материализм» и др[11].

Вторым основополагающим разделом философии выступает гносеология (от греч. gnosis - знание)- учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъек­том и объектом познания, рассматривает проблемы границ, ис­точников, форм и способов познания существующего мира[12].

В современной гносеологии выделяются такие ведущие от­расли, как эпистемология и науковедение.

Эпистемология (от греч. episteme- знание) - учение о зна­нии как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она ис­следует структуру знания и закономерности его функциониро­вания. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.

Науковедение - дисциплина, изучающая теоретические про­блемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. ХХ в.

Следующим после онтологии и гносеологии ве­дущим разделом философии является логика (от греч. logos- слово, понятие, мысль, учение, нау­ка) - наука о законах мышления. Логика изучает за­коны, формы, способы, средства мышления, рассматривает про­блемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период.

Основным разделом логики является формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель[13]. Классическую фор­мальную логику называют также традиционной, или аристоте­левской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математическая (символическая) логика, изу­чающая процессы мышления посредством их математического описания.

Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представля­ют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимо­связанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так называемые периферийные (от лат. periphereia- отдаленный от центра, ок­ружной) разделы - этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч. ethos - обычай, характер)-учение о нравственности,морали. Этика ис­следует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассужда­ет о том, как должно поступать, т.е. является нормативной дис­циплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхожде­нии нравственных норм: создает ли их общество, или они суще­ствуют объективно, независимо от человека.

В рамках этики выделяются этология- наука о нравствен­ных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia — ценность) - учение о ценностях человеческой жизни.

Эстетика(от греч. aisthetikos — чувствую­щий, чувственность)-учение о законах прекрас­ного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхож­дении критериев прекрасного: существует ли «объективно пре­красное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания.

История философии изучает развитие фило­софской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация т.е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания (об этом речь пойдет в разделе 1.7.)

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что входит в структуру философии?

2. Каков круг вопросов онтологии?

3. Какая главная проблема гносеологии?

4. Какую роль играют законы и принципы в становлении частнонаучного и философского знания как системы?