И. Кант – основоположник немецкой классической философии

Конец XVIII и XIX век – время интеллектуального господства Германии.

Немецкая классическая философия с ее характерной чертой – апологией разума- считается высшим этапом в развитии философии Нового времени, вершиой рационализма.

Основоположником немецкой классической философии является один из величайших умов человечества – Иммануил Кант (1724–1804).

Критическая философия Канта – альтернатива старой догматической философии. Разница между ними состоит в том, что догматическая философия формулирует истину о мире, практическая – оценивает границы и степень истинности человеческого знания и практики. Человек познает и практически действует. Кант называет соответствующие области человеческого ума сферой чистого разума и сферой практического разума.Исследованию человеческого разума посвящены два его самых знаменитых труда: «Критика чистого разума»(1781) и «Критика практического разума (1788). Под «чистым» разумом Кант понимает разум теоретический, направленный на познание, на получение новых знаний. Под «практическим» Кант понимает разум направленный на действия, т. е. разум, который руководит поступками человека, его поведением. Предметом философии у Канта становится специфика познающего субъекта. Кант подверг исследованию именно нашу способность познания, он измерил всю глубину этой способности и установил ее границы. До Канта господствовало мнение, что познание есть результат воздействия объекта на сознание субъекта, который лишь пассивно отражает то, что есть в объекте. Кант же в основу теории познания кладет другую формулу: «мы можем познать только то, что сами создали». Центральное место в нем занимают априорные (доопытные) формы познания. Кант выделяет два их типа: а) априорные формы чувственности и б) априорные формы рассудка.

В самой общей форме кантовское понимание процесса познания можно представить следующим образом. Нечто неизвестное, то, что мы хотим познать (в терминологии Канта «вещь – в себе», ноумен), воздействуя на органы чувств, порождает у человека многообразие ощущений. Эти ощущения упорядочиваются с помощью априорных (доопытных) форм чувственности. Ими являются пространство и время. Согласно Канту, простанство и время субьективны. Это наши способы восприятия мира. Пространство систематизирует внешние ощущения, позволяет воспринимать мир в измерении (геометрия), время систематизирует внутренние ощущения, фиксирует мир как длительность (алгебра). Б. Рассел так поясняет мысль Канта: если вы носите синие очки, все представляется вам в синем свете; человек по Канту смотрит на мир через особые, пространственно-временные очки.

Но познание должно идти дальше, ведь пока мы имеем только определенным образом организованные ощущения. Чтобы в них разобраться необходимо участие другой познавательной способности – рассудка или мышления. Кант считает, что переход от чувственных данных к их объяснению происходит с помощью априорных форм рассудка, ими являются категории, т. е. наиболее общие понятия (причина, качество, количество, сущность, движение и т. д.). Они тоже своего рода неснимаемые очки. Но через эти очки мы можем видеть только явления мира (феномены) – иникогда не можем воспринимать действительный ноумен, подлинную реальность, которая дает жизнь этому явлению.

Как видим, рассудок сам конструирует предмет познания, сообразно своим априорным формам. Вывод Канта: человек познает не вещи сами по себе, а то, как они являются нашему сознанию. Мы можем познать только то, что сами создали.

Если для Декарта, Спинозы, Лейбница чувственное восприятие – смутное и спутанное, т.е. низшая форма того, что ясно и отчетливо познается только с помощью разума, то Кант говорит, что чувственное и рациональное –«два ствола человеческого познания, которые вырастают быть может из одного общего, но неизвестного нам корня». «Ощущения без понятий слепы, понятия без ощущений пусты».

Кант считает, что формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. А что за пределами опыта? За пределами опыта находится умопостигаемый, внеопытный (не путь с доопытным!) мир. Чтобы понять его, нужна третья познавательная способность –разум.Это высшая способность, которая руководит рассудком и оперирует идеями.Идеи не имеют самостоятельного бытия (как у Платона), это представление о цели познания, стремление к абсолютному знанию.Например, это идеи Бога, бессмертия, души, свободы. Применяя свои категории к внеопытному, рассудок впадает в иллюзию, полагая, что и здесь применение категорий уместно. Эта иллюзия, по мнению Канта, характерна для всей предшествующей философии.

Кант доказывает, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, но идеи имеют практическую ценность, так как в них человек черпает поддержку, когда поступает нравственно, морально. Таким образом, неподвластный теоретическому разуму, ноуменальный мир открывается практическому разуму, функция которого - руководить поступками человека, устанавливать принципы нравственного поведения.

Отсюда Кант делает вывод об ограниченности человеческого знания, которое должно потесниться, чтобы освободить место для нравственного выбора, для веры в безусловные нравственные ценности. Это основное содержание своей философии Кант выразил в следующей форме: «Я должен был ограничить знание, чтобы освободить место для веры». Именно вера в бессмертие души, свободу и Бога (их существование – подчеркивает Кант – рационально доказать или опровергнуть невозможно) составляет основание, которое позволяет человеку стать нравственным существом. Кстати, верить в бога, по мнению Канта, означает не рассуждать о его бытии, а просто быть нравственным, быть добрым. Таким образом, единственное доказательство бытия Бога, которое признавал Кант, было нравственное доказательство. Оно приводит к интересному выводу: мы не потому нравственны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что нравственны.

Исследованию проблем нравственности посвящена книга Канта «Критика практического разума». Суть того нового, что Кант сделал в этике – это идея автономности нравственности. Автономность – это значит принципиальная самостоятельность и самоценность нравственных принципов. По мнению Канта, нравственные принципы и понятия не выводятся из опыта – они априорны, т. е. заложены в сознании человека до всякого опыта. Что же касается предшественников Канта, то они выводили мораль из внешних по отношению к ней принципов (это или требования общества, или воля Бога, или результат стремления к счастью и т. д.).

Априорность нравственных принципов нельзя понимать так, что человек всегда знает как правильно поступать, он может ошибаться, терять моральные ориентиры, но рано или поздно он различает добро и зло. Различия между ними, считает Кант, абсолютны и очевидны любому, как очевидны различия между правой и левой рукой. «Чтобы быть честными и добрыми, – писал Кант, – мы не нуждаемся ни в какой науке и философии». Здесь он существенно расходится с «первооткрывателем» морали Сократом, для которого добро совпадает со знанием, а зло – с невежеством.

Нравственный поступок, по Канту, есть результат не теоретических размышлений, а некоего внутреннего повеления (императива), не связанного с достижением какой-то выгоды. Кант формулирует обязательное внутреннее повеление («категорический императив»), которому необходимо следовать, чтобы быть нравственным человеком. Если просто выразить смысл знаменитого кантовского категорического императива, то он будет звучать так: каждый человек должен поступать так, чтобы правило («максима») его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Кант понимает, что следовать этому принципу очень трудно. И единственно на что здесь человек может опереться – это на чувство долга. Кант считает, что наиболее прочная опора нравственности, единственный надежный источник категорического императива – долг. Кант часто говорил, что многие вещи способны вызвать удивление и восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек не изменяющий чувству долга, кто делает то, чего нельзя не делать. А высшим проявлением нравственной силы человека, по мнению Канта, является ситуация, когда человек выполняет свой долг несмотря на то, что нет надежды на успех.

С понятием долга у Канта тесно связано понятие свободы. То, что человек способен поступать нравственно, т. е. без внешнего принуждения исполнять свой долг, указывает, что человек может быть свободным, так как человек свободен тогда, когда «определяет себя сам». Кант подчеркивает, что «свобода – это не то, когда я делаю, что хочу, это когда я могу делать то, что должен».

Но человек не всегда поступает нравственно, не всегда следует своему долгу. Зная как поступать правильно, он не делает этого. И тогда ему на помощь приходит удивительная способность самоконтроля – совесть. Некоторые люди ее пытаются усыпить, но, по мнению Канта, – это бесполезно. Рано или поздно она обязательно проснется и заставит держать ответ. У Канта есть замечательные слова: «Две вещи наполняют душу новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне». «Нравственный закон во мне» – это прежде всего «голос» совести. Муки совести знает каждый человек, если только он не превратился в животное, лишенное способности рассуждать и погрязшее в пороках. Впрочем, Кант считал, что муки совести знакомы и преступникам. Таким образом, этика Канта предстает перед нами как очень строгая и бескомпромиссная этика. Она призывает: стань свободным (т. е. «определяй себя сам»), проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Только вступив на этот путь, ты станешь личностью.

Основные понятия кантовской философии (его теории познания, этики и эстетики) выразилитренсцендентальный,т.е. сверхиндивидуальный, характер всех человеческих свойств и отношений. Представления пространства, времени, категории рассудка, идеи разума, нормы и императивы морали, все, что отличает человека от животных,- приобретено каждым индивидом не столько из личного, сколько из социального, общечеловеческого опыта.