Соотношение философии и науки

1) Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: каковы законы объективного мира.

В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: кто я?

2) Ученый осуществляет функцию знания. Задача ученого дать объективную картину мира.

Философ осуществляет функцию самосознания. Задача философа понять современное сознание и его истоки.

3) Для науки главное – сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

Философские размышления о том: что такое мир, и какое место занимает в этом мире человек.

4) Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические…).

Философия пытается выработать всеобщие понятия – категории.

5) Наука есть предмет изучения необходимости.

Философия есть предмет изучения свободы выбора. [4]

Тем не менее, существует взаимосвязь философии и частных наук. Философия формирует свои принципы и заключения на основе конкретно научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития. Эту взаимосвязь глубоко осознавали выдающиеся представители всех областей научного знания. Они обращались к философскому анализу как необходимому средству теоретического обобщения знаний конкретных наук. Многие из них являются одновременно выдающимися учеными и философами своего времени: Фалес, Эпикур, Демокрит, Аристотель - в Античности; Декарт, Кант, Дидро, Ломоносов – в период Нового времени; в ХХ веке – это А.Эйнштейн, Б.Рассел, В.Вернадский, К.Циолковский и др.

На определенном этапе в процессе становления и развития в философии преобладают признаки науки. Философия же, как сложившаяся система знаний, включает целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Перед человеком всегда вставали вопросы не только повседневные, практические, он пытался найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие, так называемые «вечные» вопросы бытия.

- Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?

- Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало?

- Может ли человек познать окружающий мир?

- В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность?

Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах человеческого бытия.

Каждая философская система имеет стержневой, главный во­прос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоос­новах всего существующего, для Сократа он связывался с прин­ципом «познай самого себя», для философов Нового времени — «как возможно познание», для современного позитивизма — в чем суть «логики научного открытия», некоторыми философами выдвигаются на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т.д.

Для марксистско - ленинской философии ХХ в. существовал основной вопрос философии, раскрывающий характер философского мышления: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» Другими словами это отношение мышления к бытию, духа к природе, человека к миру.

Остановимся более подробно на проблеме гносеологического противопоставления материализма и идеализма.Эти философские направления выделяют в зависимости от того, что выступает в них в качестве субстанции т.е. основы мира. Тенденция к делению на указанные направления существовала с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII—XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же опре­деление обоих направлений впервые было дано видным немец­ким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, — писал он, — все объясняет из материи, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей...Идеализм все выводит изодного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»[5].

 

Материалистыпризнают первичным элементом материию, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи. Идеалистысчитают, что дух, сознание предшествует материи и творит ее.

Философский материализм тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождественен ей. Религия опирается на веру и религиозные чувства, идеалистическая философия обосновывает свои положения рациональными средствами.

Следует отметить, что противоположность взглядов материализма и идеализма на то, какое начало материальное или духовное выступает субстанцией всего существующего не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов. Тем не менее, выделение этих традиций позволяет ориентироваться в многообразии философских учений, выявить их сущность и исходные позиции. Философские учения, как правило, представляют собой ту или иную систему, которые существенно различаются.

Кроме того, не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому направлению. Существуют дуалистическиефилософские системы[6]. Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи.

С момента возникновения научного знания, возникает и способ выражения этого знания – понятия, без которых наука существовать не может.

 

Понятия -это язык науки, который представляет собой информационно-знаковую систему для передачи мысли.

Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опирающуюся на всеобщие законы и принципы.

Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы. Философия опирается на принципы универсальной связи, единства и развития. На основании сказанного, определение философии может быть следующим.

Философия -это знание об универсальных принципах и законах развития мира, о соотношении материального и духовного бытия.

Чтобы ближе познакомиться с философией, нужно читать и размышлять над первоисточниками. Следует отметить, что многие философы оставили после себя произведения, которые восхищают людей не только глубиной философской мысли, но и блестящей литературной формой. Например, Сенека «Письма к Луциллию», Платон «Диалоги», П.Абеляр «История моих бедствий», Монтень «Опыты», Руссо «Эмиль или о воспитании», Шопенгауэр «Афоризмы», Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Шпенглер «Закат Европы», Ницше «Так говорил Заратустра», Толстой «Царство Божие внутри вас», «Исповедь», Фромм «Иметь или быть» и др. Рекомендуем Вам с ними познакомиться.

Правомерно поставить очередной вопрос: «Что дает изучение философии?» Обобщая сказанное, можно утверждать, что изучение философиивоспитывает культуру разумного мышления, дает возможность выбрать правильное решение, помогает отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности, выявлять противоречия в окружающей действительности и др.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. С постановки каких проблем начинается философия?

2. Что является предметом философского исследования?

3. Как соотносятся философия и наука?

4. В чем отличие и сходство материалистической и идеалистической философии?