Социокультурная ценность философского знания

До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многими мыслителями, в частности, в ХIХ веке русский историк и философ К.Д.Кавелин в одной из статей вопрошал: «…нельзя ли нам вовсе обойтись без философии..?». «Что нам в этой философии..?». «Точные науки – другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остается истиной и теперь…А философия?» Ответ Кавелин дает если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем…»[1]. Проблема сущности и роли философии сопровождала ее с момента рождения. (Собственно и сама философия возникла с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?») Но насколько актуально звучат ответы на данные вопросы. Выдающийся французский мыслитель Декарт в ХVII веке, отвечая на подобный вопрос, говорил: только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют»[2].

В этом суждении удачно подмечено, что люди архаического периода в философии не нуждались. Их образу жизни соответствовало мифологизированное сознание, поскольку, созерцая природу, они чувствовали свою слитность с таинственной стихией. Систематическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально иное отношение к миру бытия. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. Это влечет за собой смену миросозерцания мировоззрением.

Философия зародилась в I тыс. до н.э. в странах древнего мира –Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo - люб­лю и sophia -мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифа­гор, а введение в научный оборот термина «философия» приписывают Платону.

Появление определенного названия той или иной науки обычно связано с периодом ее выделения в самостоятельную отрасль знания. Этот процесс называют самоопределением науки. Как самостоятельная наука философия формируется вVII - V вв. до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции, поскольку в этот период проходил активный процесс дифференциа­ции наук. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия превращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке.

Вместе с тем, в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др. (Об этом подробнее мы рассмотрим в тексте 1.3.) То есть, своего рода, выстраивается структура философского знания.

Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать 2,5 тысячи лет назад, продолжает это и сейчас?» А ответ один: «Понять и изменить мир!» Ф.Достоевский думал, что красота спасет мир; В.Соловьев возлагал надежды на неискоренимое в человеке влечение к добру; Б.Рассел видел спасение человечества в справедливо устроенном обществе, «правильно поставленном воспитании» и самовоспитании. Изменить мир, как полагает английский философ Б.Рассел, «лучше всего и вернее всего» путем морального совершенствования и самосовершенствования.

Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяснить целей к которым мы стремимся или оправдать этические принципы которым следуем. Философия может, должна и способна это сделать. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична. Ее назначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Таким образом, мы можем дать предварительное определение философии следующим образом:

философия является обобщенным знанием о мире и о месте человека в этом мире.  

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. В чем проявляется социокультурная ценность философии?

2. Что такое «философия» и каким образом проходил процесс становления философского знания?

3. Какова цель и предназначение философии?