Функции права: понятие и классификация.
Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
Существует несколько видов функций:
1) общесоциальные;
2) специально-юридические.
Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:
1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;
2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;
4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.
Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;
2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;
3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;
4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:
5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.
Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.
4.Теория государства и права в системе юридических и иных наук.
Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.
Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности.
Теория государства и права весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и ответственность и т.д.
В свою очередь, теория государства и права дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений.
Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. Например, анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими ее элементами - партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность государства, его место и роль в политической организации общества.
С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).
Между теорией государства и права и экономической теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные - гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.
В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место.
Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.
Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.
Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).
В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.
Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.
Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование прикладной научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики).
5. Общая характеристика теорий правопонимания.
ПРАВОПОНИМАНИЕ — сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения (источники), связь с государством, причины происхождения, назначение и др. Вопрос о понятии права традиционно в юридической науке рассматривается в качестве основного.
1. Позитивистская теория(Р. Йеринг, И. Бентам, Г.Ф. Шершеневич):
а) право и закон тождественны – право не делится на позитивное и естественное, оно существует исключительно в виде позитивного, то есть утвержденного государством, права;
б) правом признается любаяпо содержанию норма права, закрепленная в нормативно-правовом акте;
в) исследовать законодательство с точки зрения естественнойприроды человека бессмысленно, т.к. всегда будет влиять субъективизм человека;
г) источник прав человека находится в законодательстве, которое создаетсягосударством.
2. Нормативистская теория («теория чистого права») (Г. Кельзен, А. Фердроссе, К. де Мальберт) идеологически выросла из позитивистской:
а) право является особой социальной сферой, независимой от политических и экономических условий;
б) оно представляет собой иерархическуюсистему норм;
в) необходимо соподчинение норм права по степени их юридической силы;
г) в основании располагаются индивидуальные нормативно-правовые акты, выше –подзаконных, еще выше законы, а в самой вершине – конституционные нормы.
3. Классовая теория(историко-материалистическая) (К. Маркс, Фр. Энгельс):
а) право, по сути, есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой, в основном, определяется материальными условиями жизни этого класса;
б) содержание, выраженное в праве классовой воли, определяется в итоге характером общественных отношений, носителем которых является класс собственников;
в) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение;
г) право – это система правовых норм, установленных либо санкционированных государством;
д) право исчезнет с исчезновением классов.
4.Историческая школа права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи):
а) право есть историческое явление, оно представляет собой выражение духа народа и формируется, подобно языку, постепенно и независимо от государства;
б) законодатель не может творить право по своему усмотрению, он лишь фиксируетто, что сложилось в обществе в виде обычаев;
в) законы производны от обычаев, которые произрастают из недр национального духа, из глубин народного сознания.
5.Социологическая теория права(Р. Паунд, С.А. Муромцев):
а) право и закон не тождественны, право воплощается в реализации законов (есть право в книгах и право в жизни);
б) право в действии – «живое право» – сложившиеся в обществе фактические общественные отношения; таким образом, право – это юридическая практика, реальное поведение субъектов правоотношения, а не система норм права;
в) живое право формируется, прежде всего, судьями в процессе правоприменительной деятельности;
г) возможно изменение права судьями в процессе ее применения.
6. Теория естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье) впервые получила нормативное закрепление в «Декларации независимости» в США (1776г.) и «Декларации прав и свобод человека и гражданина» во Франции (1789 г.). В XX в. эти идеи получили закрепление в конституциях большинства развитых государств.
а) кроме позитивного права, создаваемого государством, существует стоящее над нимвысшее настоящее право, причем нормы позитивного права должны соответствовать естественному праву;
б) естественным правом являются лишь такие нормы, которые соответствуютестественной природе человека и вытекают из нее: право на жизнь; на свободу; на собственность.
в) источник прав человека находится в самой природечеловека, естественные права человек приобретает от рождения, они не могут дароваться государством;
г) государство обязано признавать, соблюдать и защищать естественные права человека;
д) право и закон не тождественны: не всякий закон содержит в себе право, как нормативное закрепление идеи свободы и справедливости, меры свободы личности, содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиции его соответствия праву.
6. Понятие и признаки гражданского общества.
Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.
Признаки гражданского общества:
· 1. Индивид независим от государства,
· 2. Наличие частной собственности,
· 3. Многоукладная экономика,
· 4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,
· 5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,
· 6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,
· 7. Самоуправляемость общества,
· 8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,
· 9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,
· 10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.