Система аналитических коэффициентов, используемых для оценки финансового состояния предприятия

Финансовое состояние - это концентрированное выражение эффективности использования финансовых ресурсов, т.е. состояние финансов, которое характеризуется образованием, распределением и использованием таких ресурсов, как:

■ финансовые;

■ денежные средства, поступающие за реализованную продукцию, работы и услуги;

■ кредиты банка и займы;

■ временно привлеченные средства (задолженности поставщикам и другим кредиторам, свободные средства специальных фондов и др.).

Финансы предприятия как субъекта хозяйствования выполняют функции формирования и наращивания производственного потенциала (или поддержания его), обеспечивают текущую хозяйственную деятельность и участвуют в осуществлении социальной политики.

Существуют различные классификации методов анализа финансового состояния. По одной из них выделяют неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях (методы экспертных оценок, сценариев, сравнения и др.). Их применение характеризуется определенным субъективизмом, так как здесь на первый план выдвигаются интуиция, опыт и знания аналитика. Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости (метод средних и относительных величии, метод группировки, элементарные методы обработки рядов динамики, индексный метод, метод цепных подстановок, арифметических разниц, дифференциальный, интегральный методы, метод дисконтирования и др.).

Методика анализа финансового состояния включает: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, анализ финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный анализ основан на сопоставлении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом и позволяет выявить временные тенденции в развитии показателя, определить абсолютные и относительные отклонения, темпы его роста и прироста.

Вертикальный (структурный) анализ определяет структуры итоговых финансовых показателей и выявляет влияние каждой позиции на итоговые показатели.

Анализ тенденций развития (трендовый анализ) позволяет сравнить каждую позицию отчетности с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателя, "очищенную" от случайных влияний индивидуальных особенностей изменения показателя за отдельные периоды.

Метод финансовых коэффициентов (коэффициентный анализ) дает возможность установить соотношения между отдельными позициями отчета или отдельных форм отчетности. Полученная относительная величина характеризует уровень платежеспособности, финансовой устойчивости, степень доходности и т.д. Основная цель использования финансовых коэффициентов - выявление направления дальнейшего развития предприятия. Для этого применяют три метода: приблизительных экспертных оценок, сравнения с результатами прошлых лет, сопоставления итогов деятельности С показателями работы других предприятий той же отрасли.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится для одновременной оценки как показателей работы дочерних фирм, подразделений, цехов (внутрихозяйственный анализ), так и показателей работы анализируемой компании в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными (межхозяйственный анализ).

Факторный анализ позволяет учесть влияние отдельных составляющих факторов на формирование результативного показателя с помощью детерминированных или стохастических (вероятностных) приемов исследования. Возможно проведение как экспресс-анализа, так и детализированного анализа. Целью экспресс-анализа является несложная оценка финансового состояния и динамики развития предприятия. Смысл экспресс-анализа заключается в отборе небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей и в постоянном отслеживании их динамики. Отбор производится аналитиком.

Детализированный анализ финансового состояния может выполняться вслед за экспресс-анализом либо без его проведения, содержать больший или меньший перечень разделов и показателей, использовать различный объем информации. Он целесообразен для более подробной характеристики имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Таким образом, детализированный анализ финансового состояния конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа.

12.Годовое и перспективное финансовое планирование и прогнозирование

Перспективное, стратегическое финансовое планирование представляет собой исследование и разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе в течение 3 - 5 лет. Оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Стратегическим планом предприятия некоторые ученые считают бизнес-план. Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:

· изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта;

· оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы продлить потенциальную прибыльность дела;

· обнаружить все «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;

· определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояние дел.

Бизнес-план состоит из ряда разделов: характеристика продукта, оценка рынка сбыта; конкуренция; стратегия маркетинга; план производства; организационный план; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план; стратегия финансирования; резюме. В современных условиях сложно говорить о стратегическом финансовом планировании на предприятиях, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т. е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем. Это может быть прогнозирование финансового положения предприятия, отдельных показателей - прибыли, доходы от ценных бумаг и др.

Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов предприятия, или его бюджет.

Годовой финансовый план должен разрабатываться в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета (май - июнь года, предшествующего планируемому). На втором этапе (в ноябре - декабре года, предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчеты с учетом основных показателей плана экономического и социального развития народнохозяйственного комплекса республики на планируемый год.

Для составления финансового плана используются следующие источники информации:

· бухгалтерский баланс за 2 - 3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета;

· данные об объеме производства;

· смета затрат на производство или свод общих расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

· сметы затрат на содержание объектов социально-культурной сферы (детсад, дом культуры и т. д.);

· данные об объемах капитальных вложений;

· сведения о движении основных фондов и оборотных средств;

· отпускных цен;

· анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год;

· лимиты расходов по отдельным статьям затрат, например, на фирменную одежду, командировочные и др.;

· нормы амортизационных отчислений;

· нормативы собственных оборотных средств, платежей в бюджет и отчислений в централизованные фонды государства.

Формой финансового плана на предприятии служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела;

1. Доходы и поступления средств;

2. Расходы и отчисления;

3. Взаимоотношения с бюджетом (платежи в бюджет, ассигнования из бюджета).

Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса расчетов доходов и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет; а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку самого финансового плана как сводного документа.

13.Оперативное финансовое планирование

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь - основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надежным инструментом управления денежными потоками предприятия.

Основной целью разработки платежного календаря является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и экономической сообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде, пяти или одному дню.

Установленной формой платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе двух разделов:

· предстоящие расходы и платежи;

· предстоящие поступления денежных средств.

В платежном календаре денежные расходы и поступления средств должны быть сбалансированы.

Кассовый план -это план оборота наличных денежных средств, определяющих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Финансовая служба предприятия осуществляет контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Кассовый план может быть истребован коммерческим банком, выполняющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия в целях прогнозирования спроса на наличные деньги. Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех разделов. В первом указывается поступление наличных денег в кассу предприятия, кроме средств, получаемых в банке. Во втором разделе указываются все расходы наличными деньгами (на заработную плату и другие виды оплаты труда, на премии и другие выплаты за счет спецфондов, на выплату пособий по социальной защите, на командировочные расходы, на хозяйственно-операционные расходы и др.). В третьем разделе кассового плана приводится расчет суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты зарплаты и на другие цели. В четвертом разделе - сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком. Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки.В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли. Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.